Недавно, сеть заполонили цитаты и фотожабы на любимое с детства "Шоу Долгоносиков", которое в этом году празднует 20-летие выхода первой программы. Тысячи лайков, перепостов и комментариев относительно украинского "Монти Пайтона" напомнили о том, что поражает актуальностью даже спустя годы, заставляет смеяться и плакать, задумываться над современным политикумом и социальными вопросами. Корреспонденты портала Знай.ua пообщались с Виктором Андриенко в немного необычном стиле. Мы предложили главному "долгоносику" Украины самому, от первого лица, рассказать свою историю. Количество его ролей в шоу приближается к полусотне, блестящая игра, импровизация и умение мгновенно перевоплощаться в новый образ - демонстрируют настоящее мастерство актера комедийного жанра.

"Тобто зараз буде ексклюзивне загробне кіно про бал. Буде багато отвратітельних подробностей, но шо поробиш — бал є бал!" (с) Шоу Довгоносиків

Первым, кто появился в феврале, а Долгоносики вышли 18 мая, был Шерлок Холмс. И мы не думали тогда о будущем шоу. Мы сделали Холмса и Ватсона с большими носами. Планировали делать по 6 минут неизвестные рассказы о Шерлоке. А когда у нас было уже 5-7 "заготовок" и мы предложили каналам, те не стали это покупать: "что это за хрень, оно нам не надо". И тогда уже Валентин Опалев сказал: "Берем Шерлока и вокруг него делаем шоу. Короче, у вас 18 дней на то, чтобы его создать. Я уже подписал контракт с каналом, и 18-го должна выйти передача, а какая - колядуйте сами. У вас есть Шерлок, он уже 6 минут эфира занимает, вам осталось придумать, чем занять последние 20. Пока!".

И тогда мы начали придумывать ведущего и решили издеваться над всем телевидением, "хапанули" всего понемногу. А потому, что снимали в павильоне киностудии Довженко, то и кино пострадало тоже. И этот мусор, который вы видите в кадре - это не мы наделали, это она так выглядела в те времена. Мы ничего нового не придумали, только добавили больше мусора.

"— Включіть сьому камеру!

Популярные статьи сейчас
Хватит на хлеб, пополнение счета и упаковку семечек: кому с 1 апреля добавят к пенсии 500 грн Выезд из Украины изменится 18 марта: какие нововведения ждут всех уже в понедельник Повышение пенсий с 25 марта: у кого и на сколько в Украине возрастут выплаты Собрал доллары на "черный день" - получи штраф: в Украине изменились правила хранения валюты
Показать еще

— У нас немає сьомої, у нас тільки дві...

— Включіть другу камеру!

— У нас немає другої, у нас тільки перша і п'ята..." (с) Шоу Довгоносиків

Что видели о том и "пели". Например, у нас в павильоне была климатическая зона: зимой - 5 градусов, а летом +5 градусов к настоящей температуре. А мы там прыгали, бегали, водой обливались, иногда и в бочке с дерьмом сидел, на холоде на меня выливали воду, с меня пар шел. И мы посвятили этому одно из шоу. Когда было минус 30, мы стали оправдываться, что синие ходим. Решили играть мороз. И я тогда кричал: "ничего, хвилюйтесь. Скоро к вам придьот большой дырокол Ленин, и всех спасьот".

"Його в дитинстві викрали цигани і вивчили на мільйонера" (с) Шоу Довгоносиків

У нас как-то пропал спонсор. То есть он как бы и был, но забывал денег платить. Ну пропал чувак, так бывало у спонсоров. Я был на монтаже "Шоу долгоносиков", и поехал в Макдональдс купить что-то технарям поесть. Приехал, стою у того, что на метро Лукьяновская. А в те времена в фастфуд очередь была с улицы - для входа. И передо мной стоит мужчина и рассказывает во всех деталях вчерашнюю нашу передачу. Я слушаю, слушаю, он рассказывает, люди с ним рядом смеются. Думаю, классный дядька, надо как-то его порадовать. Купив еду, а визитки у меня всегда с собой, решил сделать ему подарок. Подхожу к ним, говорю: "Здравствуйте, я слышал, вы любите "Шоу Долгоносиков"? Позвольте представиться, я - Виктор Андриенко! Вот моя визитка, это как небольшой подарок от меня за то, что любите наше глупое шоу" - и ушел.

На следующий день прибежал спонсор, а в МакДональдсе это был именно он, и сказал: "Андриенко меня размазал перед родственниками. Я же им стою "втираю", что я его друг. Что я всех вас знаю. Я ваш спонсор. Он подошел, придурок, и визитки дал. Родственники на меня все так посмотрели, а я смотрел на эти визитки и чуть не плакал". С другой стороны, он же приехал? Приехал. Деньги дал? Ребята, какие претензии? А так могли его еще долго с собаками искать...

"Сдєлали з дитини наркомана — без дрючка не функціонірує!" (с) Шоу Довгоносиків

Недавно парень делал со мной Селфи, говорит "фотографируюсь с моим детством". Так что, дядя с бородой говорит, что я - его "детство". Сейчас вторая волна популярности шоу началась, потому что выросли дети. У нас были зрители -с 11-12 лет до 14, потом провал - тинейджеры нас не понимали, потом 25 и до 50 лет. Были такие ребята, которых отец брал за уши, и сажал смотреть "Альфа" с переводом Алексея Негребецкого и "долгоносиков". Так приучали тогда к культуре. То есть так получилось, что я - основатель культуры 90-х. То есть мы были в самом начале.

"Красівий я в мєдном чайнікє. Сижу на мєсцє, не хожу, шоб нє мять свої красиві ноги…" (с) Шоу Довгоносиків

Когда-то, с будущим мастером носов для "долгоносиков" Дмитрием Тупчием, были на гастролях в Монголии, где узнали о таком материале как ревультекс. Он - легкий, удобный, надо было только довести до идеала плотность, научиться делать необходимый цвет. Из этого материала делалось многое: если в шоу сверху на меня падала шпала, то она никого не убивала. Чайники все были ревультексными, чтобы мы спокойно, без психоза, били друг-друга по голове, только звон за кадром дописывали.

Из ревультекса и сделали первый нос. Когда я впервые его надел, и сверху еще очки, у меня было ощущение, что я - в танке. Я не говорю, что дышать было неудобно, они были легкие, их можно было снять, вытряхнуть, помыть снова приклеить, сжимать, завязывать узлом и они работали. Но ощущение в нем - жуткое. Однако, их постоянно клеили, это обжигало нос, смешивалось с потом. Я ненавидел этот клей. А если тебе туда и усы приклеивались, и парик сверху одевался, то это был полный дурдом. У меня было потом более 14 носов. И когда звезды на шоу приходили, им делали каждому свой нос, и Володе Быстрякову, и Эль Кравчуку, и Сергею Сивохо, и ребятам из ТНМК и Саше Цекало с бывшей партнершей по дуэту "Академия", и веселым ребятам из группы "Манго-Манго" . То есть у нас звезд было столько, что даже академику Павлову не снилось столько собак.

"А кого я особливо ненавиджу — так єто вас всех!" (с) Шоу Довгоносиків

Версию про половые органы забросил Микола Вересень. Он как-то позвал меня в студию на шоу и говорит: "А вы знаете, что нос - показатель. По нему можно определить, какой у мужчины половой орган - по размеру, форме". Еще и добавил: "А моя жена говорит, что у меня очень длинный и большой нос. А вам видимо не хватает, "того вы доклеюете ".

На что я ему ответил: "Не знал, шо у вас в голове такое извращение, но Микола, а вы у сексапатолога давно были? Може вам не до мене? Я не хирург и даже не психиатр. Я даже не задумывался, может по Фрейду подсознательно, как и вопрос, который вы мне задали... ", - и на всякий случай от него отодвинулся.

"Ми мовчки плентались в багні,

Бродили в темряві, як гади.

Аж раптом дивимось — АААА! — вогні!

Горять вогні Олімпіяди!" (с) Шоу Довгоносиків

Мы за четыре года в программу всунули все, что сейчас произошло со страной. Так получилось. То есть, как не открою "передовицу", то понимаю, что мы об этом говорили еще в 97-м - 98 году. Будто Шекспир - вечные темы. Например, одна шутка "долгоносиков" с 97-го: "Люди, коли дивляться телевизор, то вирять йому, як мами. І усяки потвори пользуються цим. А чо б и нам не попользовацца?".

Почемо-то, нас называли сатириками, а мы просто "дурака валяли". А знаете как это было? Придумывали передачу. Я предложил: а давайте режиссер Ивасик будет с кем-то ссориться, что не могут шоу поделить. Всем понравилось. Решили, что "оппонентом" будет Шендерович.

Сюжет прост: у режиссера не было денег и он заложил в ломбард пакет акций "Шоу Долгоносиков", затем пришел Шендерович, заложил свои золотые зубы. В ломбарде не было денег, и ему выдали пакет акций шоу. Затем в ломбард пришел президент какой-то страны, он заложил свой ядерный чемоданчик, ему отдали золотые зубы Шендеровича. Далее пришел режиссер шоу, ему нечего было выдать, ни денег, ни пакета же уже не было, и они отдали тот ядерный чемоданчик. То есть билибирда полная. Главное, что пришел с пакетом акций Шендерович, и сказал, что он теперь хозяин. А режиссер сказал, что нет - он здесь хозяин. И показал ему ядерный чемоданчик. Мы придумали, наш автор Гарик Конн написал фабулу: 20% текстом, 80% всегда оставалось на импровизацию. И вот мы эту серию три дня снимали, 2 дня монтировали, то есть уже неделю фактически прошел. Должно выйти наше шоу в 21:00 в прайм-тайм (помню, был четверг). И вдруг утром этого же дня - шум, гам в СМИ: Рабинович поссорился с Роднянским, не могут поделить "1 + 1". Ну кто знал, что через неделю будет такая ситуация? И это - не "заказуха" была, просто дурачились. А желтая пресса назвала нас сатириками.

Или, появилось в Украине много бабтистив, ну и "галилуя". Мы решили все секты собрать вместе в нашем шоу: "И сказал Ивасик, своем Телесику: жертвуйте и пожертвовалы люди. И взял те деньги, которые люди пожертвовали, и побижав. И побежали за ним люди, за тем кто с мешком бижав. И потом великий Ивасик совершил чудо - он исчез. И вируйте! Бо хто у це не повирыть, тому будет плохо. Мой друг не поверил, и когда возвращався из клоаки в бордель, упал в ксерокс и стало ему 50 штук".

"Ганьба! Слава! Тобто добрий вечір!", "Наша власть - плоть от крайнєй плоті народу" (с) Шоу Довгоносиків

Я думаю, если бы "долгоносики" возродились сегодня, мы бы не шутили о политике. Когда я работал в проекте "Великі перегони", я всего этого "переел", не хочу заниматься политикой, во-первых, а во-вторых, я - сторонник общечеловеческого. Такого, о котором можно и завтра пошутить, и послезавтра. То конечно может случайно так и случилось, что мы наколядовали, а в стране ничего меняется. Может потому что ментальность не меняется. Если бы шоу было, оно бы уже, наверное, было иным. Каким? Точно не могу сказать. Главное - абсурдный юмор, интересный всем.

У нас было сторонников 50 на 50, 50% - мы нравились, 50 - нас ненавидели. Одна женщина мне рассказывала "я вас так ненавидела, очень переключала, когда бьете друг друга по голове. Но как-то у меня руки были заняты, потому что "глажку проводила". Я спиной стояла, а по ТВ началось "Шоу Долгоносиков". И вдруг услышала вас. Слушайте, так вас же надо слушать! То есть, за всем мордобоем, там идет другое! Некий троянский конь. И она сказала: "Я теперь большая поклонница долгоносиков".

"Хочу, чтоби усєм било плохо і только мнє одному хорошо. А ще відро брильянтів, п'ять доларів і фломастєр" (с) Шоу Довгоносиків

Мы не скрывали, что мы - украинский "Монти Пайтон", или "В субботу вечером в прямом эфире" - это шоу, которое рассказывает о телевидении в начале 60-х, где все было в прямом эфире. То есть идея студии взята оттуда, а юмор ближе к "Монти Пайтон". Поэтому нас больше всего любят СТЭМовцы и актеры капустников: мы ближе к тому, что делают они. Мое творчество так и называли - жанр телевизионного абсурда.

Например, Чарли Чаплин имеет одну положительную реакцию - он не "педалирует" ситуацию и не "комикует". Он не пытается кривляться, у него нормальное лицо. Он делает то, чем я всю жизнь занимался в театре и на телевидении. Это - неординарная ситуация, а ты реагируешь нормально: тебе упал на голову кирпич, а ты продолжаешь спокойно разговаривать. В этой стилистике мы с Валерием Чигляевым поставили спектакль "Швейк". Я там играл 6 ролей, а Валера играл Швейка. И мы поняли, что если просто читать монологи Гашека, это будет не смешно. Мы стали дурковать и использовали прием дедушки Диснея - через каждые 30 секунд вставляли "гэг" (Комедийный прием, в основе которого лежит очевидная нелепость. Например, когда во время пожара человек носит воду решетом. - Ред.). И зритель смеялся: мы все время придумывали что-то, то я на стул не сел, то на меня что-то упало, но текст Гашека мы совсем не меняли. Никто не мог просчитать наше следующее действие, и это была стилистика Чаплина, а позже - и "долгоносиков". Вот это - мой театр, который я люблю: и абсурдного юмора, и в то же время есть логика.

Сейчас я играю в спектаклях "Новые приключения бравого солдата Швейцмана" и "Поезд "Одесса-мама", с Русланой Писанкой, с Олегом Филимоновым, в которых у меня четыре-пять ролей. Это тоже театр абсурда на современную жесткую сатирическую тему. Я советую посмотреть всем - мы с сентября по декабрь будем ездить по стране с туром.

"Я в крові буду топити усі спроби посягнути на гуманізм!" (с) Шоу Довгоносиків

А с российским телевидением была такая ситуация: когда мы для них сделали 10 шоу, а у нас заказывали больше, то там решали целый день, как нас закрыть. Им нужно было сбросить тогдашнего председателя правления канала "РТР", и ему инкриминировали "Шоу Долгоносиков". Россияне решали целый день насчет нас, но, действительно, у нас не было столько денег, чтобы по нашему заказу бегал Жириновский по Думе и кричал - "убрать носатых с экрана".

Кстати, я был очень удивлен, когда Юрий Стоянов со своим партнером приехал в Киев, и их на пресс-конференции один журналист спросил "А как вам шоу Долгоносиков"? Стоянов совершил ошибку, сказав прессе, что "это убожество нужно было закрыть сразу, как только оно появилось". Лучше бы он этого не делал, а как взорвались тогда СМИ, и как начали им доказывать, что юмор в их программе "Городок" не такой интересный и вообще ограниченный. Ребята были в шоке, они не ожидали такой реакции на критическое замечание. Я их уважаю, Юрий высказал свое собственное мнение. Театр абсурда далеко не всем понятен, хотя "Городок" его элементы использовал.

Например, когда Карцев и Ильченко репетировали на сцене свои миниатюры, а их автор Жванецкий сидел в зале, вошел Райкин и спросил "Что тут смешного?". И тогда из любопытства взял один номер "Авас" и забросил в репертуар. Вдруг, номер имел огромный успех - он не мог понять, почему народ смеется. Там же ничего вроде, просто повторяется постоянно "Авас". Даже играя, он не понял до конца, что там смешного. Аркадий Райкин, при всей своей гениальности, иногда не понимал абсурдность юмора и юмор абсурда.

"А тепер Івасик сдєлает чудо, і слепой - заговоріт!" (с) Шоу Довгоносиків

Конфликты с прототипами? Ну мы в дурдом не ездили с концертами, поэтому никаких. Шерлок Холмс? От него жалобы не приходили, только видимо к Мориарти, но тот нам эти письма не передавал. У нас был больше собирательный образ. А то, что Валентин Опалев был похож на Ельцина - это проблема Ельцина.

"— Часть суши, со всех сторон окружённая морем?

— Дно!" (с) Шоу Довгоносиків

На телевидении сейчас все очень изменилось. Сейчас не история 2000 года, когда ты придумываешь шоу, приходишь на канал, продаешь его и начинаешь снимать. Сейчас каждый канал делает свои шоу. У них своя политика, свои глупости, радости или гениальности.

"Продали нас! Як моркву, як картоплю! Як салат, трошки петрушки, лавровий листочок... і ложечку ацетону, ну, для запаху..." (с) Шоу Довгоносиків

Я считаю, что актер должен уметь все и не должен отказываться от работы из-за нелепых причин. Наоборот, если тебе дают роль неординарную, неудобную, которую ты бы никогда не взял, все равно надо брать. Вот мне дали в сериале роль следователя, частного детектива. Я сделал так, что следователь был просто бомба. И рейтинги у серии были замечательные, и пожелания и благодарности писали. Я играл тот же текст, написанный, но я просто был немного иной, акценты поменял. А в комедийные шоу пока меня не зовут.

Кстати, Дмитрий Харитонов позвал меня на шоу "Народный повар" ведущим, и я согласился. Они даже не верили, что я скажу "да". Рейтинг был хороший, как для этого канала. А завтра, хотите, сделаю сериал про проводников вагонов, послезавтра могу быть каскадером. Жаль, что некоторые думают обо мне стереотипно. В киноленте "Той, хто пройшов крізь вогонь" я серьезную роль играл. Все друзья волновались "только бы, придурок, не пошутил". А фильм "Іван Сила" - это вообще отдельная история.

"Шоб тобі назустріч музі все життя повзті на пузі!" (с) Шоу Довгоносиків

В полнометражном анимационном фильме "Микита Кожум'яка" я работаю не только как актер, но и как режиссер анимации. Попал в проект случайно, пришел в студию "Панама Гран При" совсем по другому поводу. И тут меня попросил Дмитрий Белинский, генеральный продюсер этого анимафильма, помочь аниматорам построить отношения между персонажами и придумать смешные сцены для фильма. Мне показали эпизоды в раскадровке. Я стал рассказывать, что надо поправить в поведении персонажей. А я рассказывать нормально не умею, я начинаю все показывать - так проще. Все аниматоры получили мобилки и стали меня снимать. Создатели фильма решили, зачем рассказывать аниматорам, как это делать, если все уже отыграно Андриенко. После этого поставили камеру, и вот я уже год работаю режиссером анимации, играя то за одного персонажа, то другого. Над многими сценами работали вместе с главным режиссером Манук Депоян.

В анимации огромное количество моих идей-гэгов, решение для героев, чтобы не скучно было, актерские элементы, как бы я это сделал, чтобы играл эту роль. Что мне особенно понравилось - авторы придумали потрясающий, не похожий ни на что мир: яркий, добрый, светлый, это очень важно. Видимо потому, мировые дистрибьюторы на Каннском фестивале обратили внимание на нашу работу, и сейчас фильмом заинтересовались 15 стран. 13 октября состоится премьера в Украине и во всем мире! Ни один украинский мультфильм, полнометражный и в 3D, не выходил на мировой рынок. Это - успех студии "Панама Гран При", Дмитрия Белинского, и всей команды.

"...Кульмінація апогею нашого апофєйозу" (с) Шоу Довгоносиків

Молодые таланты в первую очередь должны выбрать, кем они будут - комиком или актером комедийного жанра. Это все равно что сказать - клоун или конферансье. Комики - это Бастер Киттон, Джим Керри, которого я не воспринимаю. У него две хорошие работы - "Маска" и "Скрудж и Рождество". Как можно назвать комиком например Джека Николсона? А у него полно комедийных фильмов: "Управление гневом", "Иствикские ведьмы". Но он - драматический актер, хотя сначала вообще был сценаристом. Комики - это Comedy Club, "95-й квартал", "Дизель Шоу". Плохого в этом нет, это как балет и опера: будто и музыка, и на одной сцене работают, но комик и актер - это разные вещи.

Когда меня называют комиком - это оскорбление. Я - актер комедийно-драматического жанра. Меня спрашивают иногда, не хотелось серьезную роль сыграть? Вообще-то, я серьезные роли и играю, но люди почему-то над ними смеются. Вот так надо подходить ко всем ролей, даже смешных. Ни в коем случае не делать смешное смешным. Если у тебя смешной текст и ситуация, зачем делать еще смешнее, выдвигая языка на три метра?