Ортодоксальный еврей Ашер-Йозеф с прошлого лета воюет в составе батальона "Днепр-1". От украинских воинов он отличается густой длинной бородой, религиозными предметами в рюкзаке и нежеланием есть сало. Один из Днепропетровских раввинов о нем написал: "Мы столько сделали для дружбы народов - выставки, концерты, мероприятия. Он один сделал в тысячу раз больше "

"Знай" пообщались с Ашером о том, как и почему обычном еврею удалось столько сделать для Украины.

Как попали на АТО?

Я еврей, ортодоксальный хасид, но родился в Украине, в Крыму. А потом перебрался в Днепропетровск. Мне 45 лет, есть жена и трое детей. Моя мама до сих пор живет в Крыму. Я был на момент аннексии в Крыму - у мамы ухудшилось здоровье. Но она убедила меня спасать семью и уезжать. Я служил в Советской армии, два моих дедов прошли Великую отечественную войну. Поэтому, когда началась агрессия - поставил себе вопрос: "Что я могу сделать для своей страны?". И записался добровольцем в батальон. Я видел, что происходило в Карабахе, Чечне, Приднестровье. Понял, что то же будет и в Крыму. Мне больно после аннексии Крыма, потому что это была моя родина. Украина - мультинациональная страна - здесь хорошо всем национальностям, и евреям тоже. Поэтому я на фронте защищаю украинских евреев, украинцевя и еще много национальностей от российской агрессии. Была мысль мигрировать в Канаду. Но почему я должен куда-то ехать, бежать из своей страны? Здесь моя земля.

Много среди военных собратьев верующих?

Популярные статьи сейчас
Украинцев поставили в жесткие рамки: начнут ограничивать Исключение из правил: кто из украинцев может законно не платить за доставку газа Новые тарифы на воду для трех категорий потребителей: как изменятся платежки Оставят голыми и босыми: коммунальщики пообещали "не радужную перспективу" всем должникам
Показать еще

Неверующих на войне нет. На фронте воюют христиане, мусульмане, евреи. Не могу сказать, есть ли еще хасиды, я не видел. Когда сидишь в окопе и кто-то должен тебя прикрывать, или кого-то должен ты прикрыть - религия не имеет значения. Соблюдать все правила религии на войне трудно. Нужно молиться в определенные часы, соблюдать шабат, потреблять кошерную пищу. Но противнику этого не объяснишь. Поэтому молюсь, когда выпадает возможность, шабат не всегда соблюдаю, потому что нужно удерживать позиции. Взял с собой на фронт Сидур (молитвенник - прим. Знай), цицит (плетеные пучки нитей - прим. Знай), талит (религиозная накидка - прим. Знай), тфилин (амулеты из кожи, на которых написаны отрывки из Торы - прим. Знай) Смущает отсутствие кошерной пищи, я не ем свинины и сала. Среди продуктов у нас есть овощи, консервы, крупы. Стараюсь обходиться этим. Однажды мне из Израиля прислали посылку с кошерной пищей.

Религия не запрещает воевать?

Наша основная книга Тора говорит, что когда на нас нападают, то мы должны давать отпор. Поэтому то, что я взял в руки автомат, оправдано. Иногда нет другого выхода. Перед отправкой на фронт, я получил благословение от раввина. Для меня это было важно, потому что я верующий человек. Он сказал мне, что я должен делать то, что должен.

Борода не мешает в бою?

В Торе сказано, что лезвие не должно касаться лица мужчины. Такая она у меня выросла. Я к ней привык. А в бою могу заплести бороду в косу или завязать.

Получали боевые ранения?

Однажды в Песках проходил мимо дома и надо мной разорвалась граната на расстоянии вытянутой руки от головы. Меня контузило. Было страшно. Контузия здорово ощущается и сейчас - бессонница, шум в ушах. Но я держусь. Здесь много ребят с таким же диагнозом. Еще как-то простудил колени. Спали в холодных помещениях, не раздеваясь - чтобы быстро стать в бой, если атаковали. Сказал ребятам, что останусь и буду стрелять сидя, если меня обложат одеялами. Но меня отправили в госпиталь.

Как относятся незнакомые люди к тому, что еврей воюет вместе с украинсцами?

Для многих это разрыв шаблона. А вообще люди доброжелательно относятся - Украинцы, они такие. В шутку в соцсетях называют меня "жидобандеривцем". Я не спорю.