Ученым удалось совершить невероятное открытие, меняющее современные представления о средневековом обществе. Исследователи, изучавшие рацион инокинь, проживавших в монастыре Дальхайм в немецкой земле Рейнланд-Пфальц нашли драгоценную лазуритовую пыль на зубном камне. Об этом сообщило научное издание Science Advances.

Как показал радиоуглеродный метод, найденной женщине было 40-60 лет, а она жила в период от 970 до 1162 года. Судя по всему, она вела обычную жизнь монахини, посвящая себя молитве и труду. Но ее труд был необычным.

Абеляр и Элоиза. Так могли выглядеть образованные женщины в XI-XII веках в Европе

Специалисты установили, что синяя пыль – мельчайшие частички ляпис-лазури. Очевидно, женщина была художницей, рисовавшей миниатюры в рукописях, а краска попала на зубы потому, что как многие другие ее коллеги она облизывала кисточку, чтобы ее кончик оставался острым.

"Зубной камень – потрясающий материал. Это единственная часть тела, каменеющая еще при жизни. Он хранит историю человека, частички пищи. Это настоящая капсула времени", - говорит старший исследователь института Макса Планка доктор Кристина Варринер.

Ранее историки были уверены, что в средневековье художниками были исключительно мужчины. До сих пор считалось, что миниатюрист – мужская работа. И только лучшим из лучших доверяли работу с ляпис-лазурью – драгоценной краской, в средневековье действительно стоившей на вес золота. Это означает, что книги также переписывали и в женских монастырях.

"Эти женщины исчезли со страниц истории, стали невидимками. От них не осталось ничего – не имен, ни книг, ни картин - фрагмент расчески и пара упоминаний в текстах. Теперь у нас есть материальный источник", - говорят исследователи.

В средние века был известен только один источник ляпис-лазури – шахта, расположенная в горах Бадахшана, в Афганистане. Добываемые там минералы по Великому шелковому пути доставлялись в Италию, где их измельчали и превращали в драгоценную краску – ультрамарин. Само ее название говорит о том, что пришла из-за моря.

Альбрехт Дюрер, "Христос среди учителей", 1506 год

Стоит отметить, что знаменитый нидерландский художник-живописец Ян Вермеер использовал этот ценный цветной пигмент для своих картин, как и задолго до него Альбрехт Дюрер. 

Напомним, уникальные произведения искусства, города, руины, интригующие редкие гробницы и странные скелеты, найденные археологами – все это позволило узнать о древней цивилизации интереснейшие подробности.

Как сообщал портал "Знай.ua", ученым Билефельдского университета в Германии удалось разоблачить миф об "эффекте Моны Лизы". Феномен возникает в случаях, когда герой изображения направляет свой взгляд "в камеру".

Также "Знай.ua" писал, ученые из Рочестерского университета в США изучили картины Клода Моне и утверждают: родоначальник импрессионизма создал полотна, которые "манипулируют зрительским восприятием".