Подобно загадочной "железной маске" из романа Александра Дюма грузовой автомобиль "Украинец" был старшим "братом короля" - известного послевоенного первенца ЗИС-150. Но если первого ожидала слава в виде массового производства и широкой эксплуатации, то на долю нашего "Украинца" выпали 60 лет назад только "замкнутое пространство" территорий завода, негласность закрытых испытаний и практически полное забвение.

Если бы однажды большие начальники не отняли у Украины целый автозавод, автомобильная история нашей страны могла быть гораздо богаче.

А началась она в 1944 году в недавно освобожденном от немцев Днепропетровске, где начали строительство автомобильного завода, за строительство которого взялись дружно и, как тогда говорили, "с огоньком".

Днепропетровский автомобильный

Одного пылу с огоньком оказалось мало: строительство автозавода продвигалось очень медленно, сроки срывались. И даже привлечение военнопленных и возвращенных из Европы остарбайтеров вопрос принципиально не решило, так что завод давал городу и стране нелегко.

Пока возводились десятки корпусов, ГАЗ комплектовали кадрами и оборудованием, в том числе немецким, полученным по репарациям - в качестве своего рода трофеев.

Достаточно сказать, что Главным конструктором назначили самого Виталия Грачева, одного из лучших автомобильных конструкторов страны. Работая до этого на Горьковском автомобильном, В. А. Грачев создал первый в мире полноприводный легковой ГАЗ-61, массовый утилитарный армейский внедорожник ГАЗ-67, броневик 4х4 БА-64 и самоходное орудие. Всего через несколько лет он своими работами прославит Днепропетровск, хотя, к сожалению, слава эта будет касаться только относительно узкого круга специалистов - по причинам, как говорят, что от нас не зависят.



Грузовик "Украинец"

С самого начала ГАЗ создавался как завод для крупносерийного производства массовой модели грузовика: на первых порах это должен был быть 2,5-тонный ГАЗ-51, затем задачи переиграли на 4,0-тонный ЗИС-150. Автомобиль новый, перспективный, к тому же ЗИС давал на него всю технологическую документацию. Но неравнодушен Грачев, вопреки воле министерского начальства, тут же принялся улучшать и дорабатывать далекого от совершенства Зиса.

В результате получился автомобиль ГАЗ-150 "Украинец", который по ряду показателей стал лучше своего прототипа: по вместимости грузовой платформы, дизайна и себестоимости кабины, более современной конструкции ходовой части и трансмиссии.



До 1949 г.. Построили несколько опытных образцов ГАЗ-150, испытали их в НАМИ, в том же году несколько экземпляров передали в опытную эксплуатацию на автопредприятия. Днепропетровская машина успешно прошла государственные испытания и до запуска ее в производство оставалось меньше года. Большинство цехов были готовы к массовому производству чотиритонкы, на начало 1951 на них трудилось более 8000 человек.

Самосвалы и амфибии

Еще до запуска в производство массовой четырехтонную грузовика "Украинец" ГАЗ стал настоящим автозаводом. Пока проектировалась и готовилась к производству перспективная грузовик, днепропетровский автомобильный выпускал автокраны К-31 и К-32 на базе ЗИС-5 и ЗИС-150, собирал самосвалы ЗИЛ-585.

Для Львовского завода автопогрузчиков днепропетровские конструкторы спроектировали сразу два изделия - понятно, автопогрузчики, моделей "4000" и "4001".

Но настоящей звездой отечественного автопрома 1950-х стал другой днепропетровский автомобиль - амфибия ГАЗ-485, она же БАВ.

Популярные статьи сейчас
Оставят голыми и босыми: коммунальщики пообещали "не радужную перспективу" всем должникам Лишний раз не помоешься: с 1 мая поднимают цены на водоснабжение - сколько заплатим Днепровская девушка-хатико вернулась, но теперь она нападает на людей Убегали от мобилизации, а потом ели своих мертвых детей: украинцам напомнили истории 100-летней давности
Показать еще

Трехосный плавающий автомобиль с колесной формулой 6х6 имел уникальную для того времени проходимость, и спроектировали его именно в Днепропетровске. Здесь готовились его и выпускать, но ... В начале 1950-х годов страна приняла вызов, как тогда говорили, вероятного противника, и вступила в гонку ядерных вооружений.

Ракеты вместо грузовиков

Баллистические ракеты стали нужны стране больше, чем автомобили. На ГАЗ приехала специальная комиссия, которая критическим взглядом оценила предприятие и сказала: "Берем!". Так ГАЗ стал "Южмаш" - ведущим предприятием космической отрасли в масштабах всего Союза. Или обиделись днепропетровцы тогда, в 1951-м году, на такой обмен, сегодня сказать трудно. Ведь межконтинентальные и космические ракеты - это технологии еще более высокие, и в прямом, и в переносном смысле.

Тем более, что днепропетровские носители и двигатели к ним по многим параметрам были не только лучшими в мире - а единственными. Но и те, кто очень хотел видеть в городе на Днепре производство колесной техники, получили ее: как прикрытие секретного производства "Южмаш" много лет выпускал на своей территории ЮМЗ.

Напомним, в 1936 году Гитлер запустил производство "народного автомобиля" Volkswagen

Как сообщал портал Знай.ua, 357 лет назад в Париже появился первый общественный транспорт

Также Знай.ua писал, львовские фармацевты Йоган Зег и Игнатий Лукасевич пытаясь очистить нефть, изобрели первую в мире керосиновую (нефтяную) лампу.