В Украине регистрация места проживания остается довольно усложненной, хотя является одной из самых популярных административных услуг.

В течение года по этой услуге обращаются более 2 миллионов человек и каждый заявитель тратит от 1:00 до нескольких недель на ее получение.

Впрочем, несмотря на сложную процедуру, есть еще одна неприятная новость - далеко не все могут воспользоваться этой услугой.

По данным аналитического центра Cedos, этот показатель составляет примерно 15-30% населения Украины.

Попытки реформировать прописку в Украине продолжаются уже более 20 лет.

Популярные статьи сейчас
Военнообязанным дали время до 5 февраля: что нужно успеть Наконец-то хватит на коммуналку: пенсию будут считать по новой формуле, на сколько увеличатся выплаты Лучше не берите 500 гривен у кассиров: украинцев предупредили об опасности, и даже банк не поможет Мошенники массово "чистят" карточки украинцев: в ПриватБанке посоветовали, как спасти сбережения
Показать еще

Традиционно она считается рудиментом советской эпохи. Прописка появилась в 1923 году и прошла три этапа трансформации для контроля за миграцией по всей стране.

В 1990 году Комитет конституционного надзора СССР признал разрешительный порядок прописки неконституционным, а через 11 лет уже Конституционный Суд Украины пришел к тому же выводу.

в 2003 году приняли закон, который был призван ввести свободный выбор места жительства.

"Прописку" переименовали в "регистрацию места жительства", и установили, что для такой регистрации достаточно просто подать заявление без каких-либо подтверждающих документов.

Однако, на практике все оказалось сложнее, чем этого ожидали парламентарии.

Прописка оказалась жизненно необходимой буквально всем: Центризбиркома - для определения списков избирателей, поставщикам коммунальных услуг - для начисления платы за отопление, военкомат - для осуществления воинского учета.

Третья попытка парламента кардинально изменить ситуацию состоялась в 2016 году - полномочия по регистрации, которые были отобраны еще в 1932 году, вернули местной власти.

Кроме осложнений, связанных с доведением вида на жительство, существует еще одна большая проблема - отсутствие единой системы регистрации.

Регистрацию сейчас осуществляют более 10 000 органов и во многих случаях информация о месте проживания остается только в них.

Именно поэтому людям часто приходится принимать различные справки о составе семьи и количество зарегистрированных, а органы регистрации завалены дополнительной отчетностью.

Сейчас Украина не имеет альтернативного инструмента поиска своих граждан.

Вместе с тем, информация о зарегистрированном месте жительства во многих случаях не является правдивой.

Единственным способом исправить ситуацию могло бы стать введение простой системы регистрации, что работать по декларативным (уведомительным) принципу, что заставит людей поддерживать информацию о своем месте проживания в актуальном состоянии.

По декларативным принципом регистрация осуществляется на основании только одного документа - заявления, подаваемого онлайн или лично.

Стоит отметить, что сама по себе регистрация не дает человеку никаких оснований на приобретение прав на имущество по месту регистрации.

Более того, с целью защиты интересов собственника органы регистрации выборочно проверять основания регистрации по установленным критериям, блокировать и аннулировать регистрацию.

К тому же, владелец обязательно получать уведомления о регистрации другого лица в его жилище и иметь возможность бесплатно обжаловать регистрацию в органе регистрации.

За злоупотребление декларативным принципом налагаться значительные штрафные санкции.

Декларативный принцип регистрации имеет много преимуществ: прежде всего, это простота обращения и скорость получения услуги, ведь онлайн регистрация не требует личного представления документов - она ​​займет не более 5 минут и будет доступна круглосуточно.

В случае личного обращения, то с учета проезда, в среднем справиться можно будет минут через 40. И, безусловно, такой обслуживании должен быть единым стандартом по всей стране.

Регистрация на основании декларации уже работает в некоторых штатах США, Нидерландах, Латвии, Германии, Эстонии, Финляндии, Литве и в ряде других стран.

Механизм декларативного принципа легко вписывается и в украинские реалии.

Сначала человек должен получить право на проживание, а уже после этого осуществить регистрацию. Порядок получения права урегулирован в украинском законодательстве и не требует изменений для внедрения декларативного принципа.

Декларируя место жительства, человек, как и сейчас, будет указывать основание для проживания.

Единая система регистрации предоставит возможность обмена данными между различными государственными органами и освободит граждан от необходимости получения и представления бесконечного количества справок о регистрации места проживания, состав семьи и количество зарегистрированных.

Затяжная реформа регистрации места проживания в Украине в ближайшее время может завершиться.

Эксперты Офиса реформы админуслуг разработали и представили законопроект, работа над которым продолжалась в течение 2017 года и включала консультации с 6 центральными органами, опросы органов регистрации и изучения лучшего международного опыта 15 стран.

Необходимы сейчас проходят согласование и доработка Рабочей группой при Министерстве внутренних дел.

Стоит помнить, что Украина - не первая страна, которая проходит путь перехода на декларативный принцип - дорожка уже протоптана.

Остается только пройти ее быстро, не сбавляя обороты.

Напомним, ранее портал "Знай.ua" рассказал о том, что крымчане остались без российского гражданства.