Вопрос присутствия Русской православной церкви в Украине уже давно стоит ребром. Кто-то называет их прямыми агентами Кремля, кто-то относится более мягко, но не учитывать влияние православия на политические события нельзя.

Сегодня мы поговорим не о современности, а углубимся в историю. Православные любят говорить, что у них, в отличие от католиков, никогда не был Инквизиции, они не устраивали гонений, поэтому их можно считать миролюбивыми. Так ли это? Давайте разберемся.

Реформы Никона

Несмотря на всю свою ортодоксальность, в православной церкви тоже бывали реформы. Самая значимая реформа произошла в 1650 году при патриархе Никоне, который решил отказаться от особенностей славянского богослужения и приблизить обряды к греческим. И эти реформы вызвали настоящий церковный раскол.



Собственно, человеку непосвященному может показаться, что никаких значимых изменений не произошло. Ну, в самом деле, какая разница сколькими пальцами креститься и сколько раз выкрикивать «аллилуйя» во время богослужения? Но для верующих того времени это были важные вопросы их самоидентификации. Православные на Руси, несмотря на теснейшие связи с греческими церквями, все равно считали себя самобытными, основывались на местных традициях.

Поэтому отказ от привычных ритуалов и внесение изменений в Священное Писание многими были восприняты в штыки. Да и поведение Никона было настолько авторитарным, что вызвало серьезное недовольство среди части духовенства и мирян. В 1656 году в первую неделю Великого поста Никон объявил всех, кто не желает принимать новые обряды, еретиками и объявил им анафему, то есть отлучил от церкви. Главным его оппонентом стал епископ Павел Коломенский.

Никон поступил в противником в духе всепрощения – сорвал с него мантию и избил. Позднее Павел таинственно провал. Говорят, был сожжен людьми Никона. Других его сторонников наказали разнообразно. Лазарю и Епифанию Соловецкому вырезали языки. А протопопа Аввакума сначала избили батогами и сослали в монастырь. Но когда он не покорился и начал писать гневные письма, просто взяли и сожгли.

Эти события дали старт движению старообрядцев, то есть людей, продолжавших богослужения по дореформенному образцу. Их оказалось намного больше, чем рассчитывал Никон и его сторонники. Более того, их не пугали ни темницы, ни заточения в монастыри.

Казни и пытки

Интересно, что даже после того, как Большой Московский собор 1667 года осудил и низложил самого Никона, его реформы никто уже отменять не собирался. И гонения на старообрядцев только набирали обороты.

Особенный размах репрессии приобрели при царевне Софье Алексеевне, взошедшей на престол в 1682 году. Согласно ее закону, который вошел в историю под названием «Двенадцать статьей», за совращение в церковный раскол была положена смертная казнь. Причем раскольниками считались именно старообрядцы, хотя Никон, реформируя церковь, явно превышал свои полномочия.

Популярные статьи сейчас
Украинцев обнадежили: какие коммунальные тарифы пообещали не трогать Отказ от повестки - не нарушение? Суд рассказал, кто будет прав Украинцы наконец-то увидели Poch Tavria XL, которую собирали для Франции: даже в журналах таких нет Тарифный "сюрприз" для жителей многоэтажек: майские платежки заберут еще больше денег
Показать еще



Но пути назад уже не было. Получив поддержку от государства, сторонники нового обряда принялись изводить противников со страшной силой. Оцените разновидности наказаний, положенных «еретикам»: сожжение живьем прямо в срубе, разнообразные пытки, битье батогами, лишение всего имущества, заточения в отдаленные монастыри.

Богатым староверам было предложено откупиться от наказаний. Но по карману это было далеко не каждому, ведь такой откупившийся был обязан всю жизнь платить налоги и подати в двойном размере. Нечем выплачивать? Пожалуйте на дыбу. А потом и на костер.

Милость палача

Только в 1800 году Священный Синод решил немного смягчить свое отношение к старообрядцам, приняв принцип Единоверия. Староверы, признавшие верховенство Московского патриархата могли и дальше совершать свои обряды, не опасаясь наказаний. Но они все равно оставались людьми второго сорта, им было запрещено агитировать кого-то принять их веру, строить свои церкви, скиты и монастыри. Запрещалось даже ремонтировать уже имеющиеся церкви.



Московский патриархат не признавал браки между старообрядцами, а дети от таких браков считались незаконнорожденными. Что создавало ни в чем не повинным людям массу проблем бытового и юридического характера.

Только в 1905 году Николай II издал указ «Об укреплении начал веротерпимости», в котором разрешил наконец-то называть старообрядцев старообрядцами. Ведь до этого их все еще уничижительно называли раскольниками, а то и еретиками. Долгие два с половиной века. Только к началу ХХ столетия староверы смогли наконец-то обустроить своих церкви, наладить религиозный быт и спокойно молиться, не опасаясь, что кто-то потащит их на костер.

Не только староверы

При этом старообрядцы не были какой-то маргинальной группой, ютящейся среди разрушенных храмов. Среди них были видные представители купечества, фабриканты, торговцы, меценаты. Но, даже обладая определенным весом в обществе, они не могли добиться от Москвы полного признания.



Что и говорить о других, куда более мелких группах верующих, которые не сходились с Московским патриархатом в каких-то даже самых незначительных теологических деталях. Такие группы именовались еретиками и сектантами автоматически, а Церковь давила их, особо и не замечая.

Да, у Русской православной церкви никогда не было своей Инквизиции, но кардинально это ничего не меняет. Просто, если у католиков преследованием инакомыслящих занимался отдельный специальный орган, то православные патриархи просили московских царей взять на себя, скажем так, силовую сторону вопроса. А еретиков судили в обычных гражданских судах. Сам факт пыток и сожжений на кострах это никак не отменяет.

И цари помогали своей церкви. Ведь Русская православная церковь – это плоть от плоти русской власти, они не существуют отдельно друг от друга. Цари и патриархи, конечно, меняются. Одно время в России патриархов вообще не было, был коллегиальный Синод. Но принцип единства светской власти и церкви в России нерушим уже долгие века.