12 марта 1633 польский король Владислав IV утвердил Петра Могилу митрополитом Киевским и Галицким. Уже 28 апреля того же года в братской церкви во Львове состоялось его рукоположение и Могила официально занял новую должность.

Его имя чаще всего ассоциируется с известным "требником Петра Могилы", которым священнослужители пользуются до сих пор. Этот требник действительно написан святителем Петром, так же как и первый православный катехизис.



Петр Могила - сын греческого императора, образованный человек своего времени, он учился и на родине и за рубежом, полиглот, свободно владел греческим, латынью, достаточно быстро овладел богословскую науку. Он был прекрасным фехтовальщиком и кавалеристом, храбрым воином - участвовал в Цецорской битве 1620 и Хотинский битве 1621 года по турками.

Но он был не только храбрым солдатом, но и настоящим воином Христовым. Все свое имущество он полностью потратил на возрождение православия в Украине и обустройства православных учебных заведений в Киеве.

Восхождение Петра Могилы на митрополичий престол началось еще во времена его учебы в Львовской братской школе. В 1625 году 29-летний Могила постригся в монахи Киево-Печерского монастыря, а уже через 2 года стал архимандритом Печерской лавры.



В течение последующих лет он постоянно занимался делами православной веры, строил и реставрировал храмы, открывал воскресные школы, основал в Киеве коллегию, издавал книги.

Для образования молодежи он задумал открыть при монастыре высшей школе. Для этого требовались хорошие учителя, поэтому архимандрит Петр за свой счет начал отправлять молодых людей за границу. По просьбе православных Могила и не открывал особого училища, а направил свое внимание и пожертвования на уже существующее братское училище на Подоле. Так святой стал создателем Киево-Могилянской коллегии, впоследствии Духовной Академии (названной так в честь), крупнейшего центра образования в Украине.



Но архимандриту пришлось жить в сложные времена, когда на украинской территории действовала Брестская уния, и потому всю свою жизнь он посвятил примирения униатов и православных.

Итак, если в 1633 году в Кракове собрался сейм, на котором выбирали нового короля Речи Посполитой, от киевского духовенства на сборы поехал именно Могила. Целью имел, прежде всего, вернуть православным утраченные привилегии, в том числе и Софию Киевскую, а также отменить все акты, которые ограничивали права православных верующих и духовенства.

Чтобы получить как можно больше голосов на выборах нового короля, Владислав IV согласился на требования Могилы и сразу после своей коронации поставил самого Петра Могилу митрополитом Киевским и Галицким. По его пребывания на этом посту до 1647 началось активное возрождение Православной Церкви и ее святынь, а Киев стал настоящим центром православной веры.

Петр Могила оставил почти 20 произведений церковно-теологического, полемического, просветительского, философского и морализаторского характера. Он автор книг "Евангелие" (1616), "Анфологион" (1636), "Евхологион" (1646) и др. Под руководством Могилы был составлен первый православный Катехизис. Долгое время катехизис Петра Могилы выполнял роль полного изложения православной веры.



Умер Петр Могила 1 января 1647, когда ему было всего пятьдесят лет. На посту митрополита он прослужил всего четырнадцать лет. В марте 1647 тело покойного, согласно его воле, было перенесено и ставбув первым, кого канонизировали в празднике украинские православные церкви всех конфессий. Вообще Петр Могила был канонизирован всеми 15-ю автокефальной церкви Вселенской Церкви. Только РПЦ канонизировала его как местночтимых святых, то есть святого, которого почитают только на определенной территории.

За несколько дней до смерти Первосвятитель составил духовное завещание, в котором объявил Киево-Братскую коллегию первой наследницей своего имущества. Ей он завещал 81 тыс. Злотых, все свое недвижимое имущество, драгоценности и библиотеку. К тому времени Петр Могила была одна из самых богатых библиотек. В ней были произведения Сенеки, Горация, Цезаря, Цицерона, Макиавелли, трактаты Авиценны и др. Наряду с богословской литературой здесь были польские хроники, русские летописи, документальные сборники, хронографы. В его библиотеки также вошли книги, которые в свое время завещал Могиле Иова Борецкого.

Канонизировали Петра Могилу на специальном Соборе высоких иерархов в Киеве как святого православной церкви.