Жуткие преступления происходили всегда. Вместе с появлением письменности возникают и первые дошедшие до нас правила, предписывающие, как вести себя с убийцами. Увы, истории конкретных уголовных дел из глубин веков доходят до нас крайне редко, все-таки документировать такие вещи начали относительно недавно. Но иногда детективные истории всплывают как бы сами собой, из саг и летописей. Об одной такой древней киевской детективной истории, произошедшей в XI веке, сегодня и расскажем.
Игра престолов
Итак, Киев, лето 1015 года. Умирает князь Владимир Святославич, Креститель. Сыновей у него, как блох на бродячей собаке, целых одиннадцать. Некоторых он, конечно, сам пережил, но большинство правят от именно отца в разных городах. Надо сказать, что сыновья эти были в основном от разных женщин, между собой были знакомы мало, и братскую любовь друг к другу испытывались не все. Не мудрено, что сразу после смерти Владимира часы начали отсчитывать дни до начала крупной междоусобицы за центральный киевский престол.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
Подписаться
Официальная версия, известная нам из «Повести временных лет», гласит, что сразу после смерти отца, власть в Киеве захватил вероломный Святополк, прозванный Окаянным. Захватил просто потому, что оказался ближе всех к трону, так как Владимир незадолго до этого бросил его там в темницу.
За что именно Святополк угодил за решетку не вполне понятно. То ли пытался снова сменить на Руси религию, то просто был старшим братом, а Владимир хотел видеть на троне более младшего Бориса.
Просидел Святополк Владимирович на троне около года. Религию не менял, чеканил монеты и занимался другими насущными делами. А дальше произошло событие, которые и является одной из самых таинственных страниц в истории Киевской Руси.
Борис и Глеб
Согласно «Повести временных лет», по приказу Святополка подосланные убийцы зарубили троих его братьев: Бориса, князя ростовского, Глеба, князя муромского и Святослава, князя древлянского.
Сначала с жизнью расстался Борис, который как раз ехал в Киев разобраться в вопросах престолонаследия. Его убили в шатре после молитвы. Вторым умер Глеб, правда при не до конца понятных обстоятельствах. Святослав же, узнав о смерти братьев, пытался бежать. Но люди Святополка нагнали его и зарубили.
После чего из Новгорода явился еще один брат, Ярослав, которого мы знаем, как Мудрого, пошел на Святополка войной, отбил Киев, отомстил за братьев, а Бориса и Глеба еще и канонизировал в христианские святые. Это официальная версия.
Политическое убийство
Но есть обстоятельства, которые позволяют в этой версии несколько сомневаться. Когда Святополк занял киевский престол, его не поддержал почти никто из братье. Ведь каждый хотел престол себе. Более того, мудрый Ярослав начал смуту еще в 1015 году, при жизни Владимира, так что добрым мстителем в этой истории он никак не получается. Но по некоторым данным, именно Борис и Глеб Святополка как раз поддержали и пообещали «чтить его как отца своего». Было бы странно убивать двух своих единственных союзников.
Некоторые летописи объясняют это тем, что Святополк был кровожаден и безумен, вот в этом верится с трудом. Во-первых, многие летописи писались во времена княжения Ярослава, так что там возможны и цензура, и черный пиар. Во-вторых, Святополка летописцы и так рисуют уж чересчур демонической фигурой, ещё и намекают, что он не родной сын Владимира Святославича. Так не бывает, чувствуются нотки пропаганды.
Другое доказательство невиновности Святополка мы находим в скандинавских сагах. Варяги играли достаточно серьезную роль в истории Киевской Руси и описывали многие события, в которых участвовали. Так вот, «Сага об Эймунде» повествует о противостоянии двух конунгов Ярислейфа и его брата Бурислейфа за обладание Киевом. В итоге Ярислейф посылает варягов тайно убить Бурислейфа и садится на трон.
И если в Ярислейфе угадывается наш старый знакомый Ярослав Мудрый, то Бурислейф в этой конкретной саге кажется образом собирательным. Но за его основу, вполне возможно, взята именно персона князя Бориса.
Версия
В таком случае, картина преступления выглядит следующим образом. Князья Борис и Глеб решают присягнуть Святополку, который удачно оказался в Киеве в момент смерти их отца Владимира. Ярослав, которые планировал путч против Владимира еще раньше, не может этого допустить, поэтому подсылает варягов убить молодых князей, а вину за это преступление скидывает на брата Святополка.
Комбинация почти идеальная. Победителей, как известно, не судят, так что правда будет за Ярославом. И в летописях запишут так, как ему будет выгодно. А он убитых по его же приказу Бориса и Глеба еще и канонизирует, чтобы точно никто не сомневался в благих намереньях.
Конечно, это только версия. Никто из современных историков не возьмется обвинить в таком страшном и лицемерном преступлении князя, которого считают главным интеллектуалом Киевской Руси и защитником христианства. Но и забывать об этой версии тоже не стоит, ведь иногда даже самые невероятные истории оказываются правдой.
Может когда-нибудь археологи или историки обнаружат какой-то документ, который прольет свет на эту таинственную историю. А до того мы с вами можем только гадать, кто же из двух князей стоял за, как бы сейчас сказали, заказным убийством Бориса и Глеба.