Времена Киевской Руси – темные времена. Известно о них немного, фактов крайне мало, больше домыслов. При этом крещение Руси князем Владимиром в 988 году представляется одним из немногих абсолютно достоверных и признанных эпизодов нашей истории. Однако не все так просто. Конечно, мы не будем рассматривать конспирологические версии об иудейских и прочих всемирных заговорах против славянского язычества. Но и без них история с крещением Руси не так уж проста, как может показаться на первый взгляд.

Первые христиане на Руси

В православной традиции принято считать, что Владимир Святославич был не первым киевским князем, принявшим христианство. В 860 году киевские князья Аскольд и Дир предприняли смелый военный поход на Константинополь. Это был поход не завоевательный, а скорее морской рейд в стиле викингов. Ограбив Византию, князья вернулись домой.

Император Византии Фотий I после этого случая логично рассудил, что иметь под боком агрессивного соседа-язычника, живущего отчасти по скандинавским традициям – себе дороже. Поэтому незамедлительно отправил в Киев посольство с намерением хотя бы крестить северных варваров. И ему это удалось. Согласно «Истории русской церкви» митрополита Макария, Аскольд, Дир и часть киевской знати приняли христианство.

Этот рассказ достаточно недостоверен, кроме как отрывочных сведений, о нем ничего толком неизвестно. А вот о том, что княгиня Ольга была христианкой можно говорить с куда большей уверенностью. Когда в 957 году она с сыном Святославом посетила Константинополь, то император Константин Багрянородный именовал ее архонтиссей (правительницей), в то время, как язычник Святослав никаких титулов не заслуживал. Даже рабы Ольги получили более теплый прием, чем варяги из дружины молодого князя.



Более того, по некоторым данным христианству симпатизировал Ярополк Святославич, брат Владимира Крестителя. Вот только в 980 году, когда Ярополка по приказу Владимира убили, сам будущий святой еще о смене религии даже не думал. Более того, есть версия, что Ярополк даже успел креститься раньше брата.

Параллельно с сменой религии правящей верхушки, происходит и христианизация низов. В захоронениях начиная с середины Х века археологи периодически находят нательные кресты, а значит, христиане были и среди простых крестьян и горожан.

Святой Владимир

Говоря о фигуре князя Владимира, надо признаться, что отделить его настоящего от церковного или фольклорного образа практически невозможно. Согласно одной трактовке он – герой, который победил братоубийцу Ярополка Святославича, крестил Русь и сделал ее могучей. Согласно другой, Владимир – тиран, подставивший Ярополка, изнасиловавший его невесту Рогнеду, убивший тысячи язычников во время крещения, и вообще крайне нехороший человек, даже по меркам своего времени.

Популярные статьи сейчас

Влюбленный Вакарчук сделал признание во Львове, романтика зашкаливает: "Самое лучшее..."

Самая красивая женщина мира по версии мужчин: как выглядит и кто она

В декабре украинцам поднимут пенсии, старики затаили дыхание: кому перепадет надбавка

Ломаченко, которому не помогли русские попы, назвали условие для реванша с Лопесом

Показать еще



Не впадая в крайности, стоит сказать, что святым Владимир был вряд ли. Даже «Повесть временных лет» дает ему исчерпывающую характеристику:

«Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».

Уточним, что согласно с нравами тех времен, мужской блуд порицался, но, в отличие от женского, особым преступлением не считался. Так что, если даже современники ставили Владимиру в укор этот факт, то значит, он и правда был первейшим на Руси развратником.

Церковь этот факт, в целом, не отрицает, но утверждает, что после крещения князь изменил образ жизни. Вполне возможно, тем более, что одной из причин выбора именно христианства часто называют его желание жениться на дочери византийского императора Анне. Впрочем, никаких фактов том или ином поведении Владимира после женитьбы у нас нет.

Днепр или Почайна

Основным отличием крещения Владимира от принятия христианства Аскольдом, Диром и Ольгой, было его желание не только крестится индивидуально, но и сменить государственную религию в целом. Начал он, само собой, с крещения киевлян.



Вот только до конца не понятно, где именно происходило это эпохальное событие. Сам Владимир крестился в Херсонесе немногим ранее, а вот куда он загнал своих подданных – вопрос открытый. Принято считать, что киевлян крестили в точке, где в Днепр впадала Почайна, его приток. Где-то в районе современной Почтовой площади.

Но надо понимать, что это достаточно условная информация. Точное место расположения Почайны нам неизвестно, она давно прекратила свое существование по естественным причинам, размылась. Основная часть реки текла в районе современной Петровки и дальше к Вышгороду. Водить киевлян в такую, по меркам того времени, даль, Владимир вряд ли стал бы. Чтобы это понять, достаточно посмотреть на границы Киева в 988 году. Так что вопрос места крещения остается дискуссионным.

Религия и политика

Одну вещь о крещении Руси можно сказать наверняка. Для князя Владимира это был, в первую очередь, не мировоззренческий выбор, а политический. Религия и политика в Х веке были переплетены намного сильнее, чем сейчас. Не только перед Русью вопрос веры, а соответственно и политической ориентации, становился особо остро. Хазария в своей время оставалась иудейской именно потому, что не желала признавать власть Арабского халифата, Ирана или Византии.



Владимир тоже не планировал быть вассалом византийского императора, а вот союзником – безусловно. И этот союз принес Киеву немало выгоды, период от Владимира Крестителя до Владимира Мономаха принято считать эпохой расцвета Руси.