Чем меньше мы знаем о каком-то историческом периоде, чем больше в нем «белых пятен», тем чаще мы додумываем исторические факты. Древние и малоизученные цивилизации кажутся нам чем-то таинственным и загадочным, поэтому вера в историческую мистику бывает так крепка. На чем часто спекулируют различные шарлатаны.
Вот, например, ацтекам, о цивилизации которых мы недавно уже писали, любят приписывать магические и потусторонние способности, основанные на их кровавых ритуалах. А все из-за того, что человечество до сих пор не определилось, кем же были эти загадочные ацтеки. Развитой цивилизацией, которая просто шла по другому пути? Или примитивными язычниками, купавшимися в жертвенной крови? Попробуем разобраться.
Башня из черепов
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
Подписаться
Начнем с последних новостей. Вездесущие археологи обнаружили на территории Темпло Майор в Мехико целую пирамиду из черепов. Пока ее еще полностью не раскопали, но уже понятно, что эта пирамида никак не меньше 6 метров в высоту и состоит из, как минимум, 650 черепов. Человеческих, естественно.
Причина, по которой ацтекские жрецы решили возвести такую экстравагантную пирамиду, пока до конца не ясна. Может, это была форма масштабного жертвоприношения голодным богам. А возможно, таким образом ацтеки запугивали предполагаемых врагов.
В любом случае, эта находка в очередной раз ужаснула современных людей. Индейцы Центральной Америки снова предстали перед нами, как народ, чья жестокость ужасала европейцев с самого момента знакомства с этой самобытной культурой. Чтобы понять истоки кровожадности ацтеков, нужно обратиться к истокам их верований.
Культ крови
Ацтеки верили, что жизнь каждого человека полностью зависит от воли богов, которые отождествлялись с небом и светилами. Сами боги при этом предстают перед нами крайне опасными и жестокими существами. Они, конечно, помогали людям, давали солнечный свет и дождь для урожая, но их было необходимо постоянно задабривать человеческими жертвами.
Например, бог войны Уицилопочтли, если верить легендам, сразу после своего рождения умертвил братьев и сестер, чтобы получить их кровь и жизненную силу. Такого грозного бога ацтеку боялись и уважали. А Уицилопочтли взамен даровал им воинскую доблесть и успехи в сражениях.
Жертва была необходима, так как по представлениям ацтеков, жизненная сила человеческой крови поддерживает, в том числе, и жизнь богов. Если не давать им крови, то боги сначала разгневаются, истребят всех людей, а потом сами погибнут. Таким образом, жертвоприношения были способом поддерживать существования мира как такового и существующего порядка вещей.
В эпоху правления последнего вождя ацтеков Монтесумы массовые жертвоприношения достигли таких размахов, что на его коронации были умерщвлены 12 тысяч человек. Чтобы боги, так сказать, благословили его правление. Некоторые окрестные племена, как, например, тласкаланцев, ацтеки специально держали под боком и даже давали определенную независимость, чтобы те регулярно поставляли им людей для жертвоприношений.
Иногда сам процесс ритуала был настолько жестоким, что об этом в прямом смысле слова сложно говорить. В честь бога огня Шиутекутли в Теночтитлане разводили огромный костер, в который кидали связанных пленников. Пока жертвы еще были живы жрецы вытягивали их из костра острыми крюками, взваливали себе на спины и исполняли ритуальный танец. И только потом добивали на алтаре обсидиановым ножом.
Роль политики
Интересно, что никаких данных о том, что ацтеки совершали человеческие жертвоприношения, пока были кочевым племенем и не осели на территории современной Мексики, нет.
Вероятнее всего, до появления города Теночтитлана и превращения государства ацтеков в полноценную империю, в жертву богам чаще всего приносили животных, как обычно и бывало у язычников всего мира. Возможно, человеческие жертвы и были, но только в исключительных случаях, вроде сильной засухи.
Все изменилось, когда разрушился племенной уклад жизни и появилась правящая верхушка, которая не желала делиться властью. Возникновение массовых и жутких жертвоприношений чаще всего связывают с эпохой правления тлатоани (правителя) Тисока. Тисок Чальчиутлатона правил Теночтитланом в конце XV века. По имеющимся данным именно он решил использовать древние ритуальные практики для укрепления своей власти.
Ведь это достаточно удобно. С помощью жрецов можно было расправляться с неугодными, держать в узде оппозицию и запугивать окрестные племена, которые к моменту прибытия испанцев на континент, боялись жестоких ацтеков, как огня. При этом самому Тисоку эти кровавые практики удержать власть не помогли, его отравил собственный брат Ауисотль. Но удобную и зрелищную машину жертвоприношений было уже не остановить, все преемники Тисока продолжали казнить людей в ужасающих количествах, пока сами не были захвачены испанцами.
Дикари или просто другие?
Несмотря на то, что от описания ацтекских жертвоприношений кровь стынет в жилах, вряд ли им можно что-то поставить в вину с этической точки зрения. В Европе гуманитарные идеи развивались много веков, начиная от древних Месопотамии, Египта и Греции. Индейцы Центральной и Южной Америки этого всего не знали, они существовали в совсем другой системе координат.
Да и, положа руку на сердце, вся европейская философия и гуманитарные идеи, не помешали тому же инквизитору Торквемаде поступать точно так же, как поступал Тисок. То есть, устранять политических оппонентов физически, с помощью обвинений в ереси и массовых казней. Они не мешали зверствам опричнины при Иване IV Грозном или кровавой деятельности Влада Цепеша. Поэтому отношение к ацтекам и их религиозным практиками остается исключительно личным делом каждого.