Почти вся современная музыка – это продукт смешения жанров и стилей со всех уголков мира. Но еще несколько веков назад мелодии разных стран и земель была крайне не похожи друг на друга. И, если говорить о Европе, исполняли их зачастую профессиональные музыканты – менестрели, трубадуры, ваганты, бандуристы. Разных названий этой необычной по тем временам профессии очень много. О них сегодня и поговорим.
Скальды
Одними из первых бродячих музыкантов Европы, о которых у нас есть немало сведений, были скандинавские скальды. Скальдическая поэзия – это целый жанр со своими сюжетами и правилами стихосложения. Чаще всего суровые викинги исполняли песни в стиле «что вижу, о том и пою». Именно поэтому их стихи иногда являются достаточно точным изложением исторических событий, походов и сражений.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
Подписаться
Одним из самых известных и уважаемых скальдов был Эгиль Скаллагримссон, автор знаменитого произведения «Выкуп головы». Эгиль был исландцем, жил в Х веке. За свою жизнь он много где бывал, участвовал в десятках сражений и поединков. В общем, жил насыщенной жизнью. И не забывал записывать виденное и пережитое в стихотворной форме.
Неоднократно бывало и так, что умение сочинять и петь спасало ему жизнь. Например, однажды он попал в плен к своему врагу Эйрику Кровавой секире. Но не растерялся, написал про Эйрика песню, и получил взамен свободу. После смерти сам скальд стал героем «Саги об Эгиле», и уже другие рифмоплеты принялись описывать его жизнь, смешивая реальность и фантазию.
Менестрели и трубадуры
Надо сказать, что в разных частях Европы в Средние века музыкантов называли по-разному. Например, словом «трубадур» чаще всего уместно называть только бродячего музыканта из Окситании, который жил в XII-XIII веках и писал песни на разговорном языке Франции, то есть – на провансальском. Поэзия трубадуров стала настоящим источником вдохновения для французских, испанских и итальянских литераторов на долгие века вперед.
Кстати, именно трубадуры в своих песнях создали концепцию той самой идеальной любви, о которой население нашей планеты мечтает до сих пор. Fine amo или «куртуазная любовь» - это именно о прекрасных принцессах и рыцарях на белом коне. Так что если кто-то из вас до сих пор ждет принцессу или рыцаря, то знайте, виноваты именно окситанские трубадуры, бродяги-романтики.
Хотя, пели они, конечно, не только о любви. В разных жанрах поэзии трубадуров было место и для героических военных тем, и для бытовых зарисовок, и для просто биографических рассказов. Целый отдельный жанр, альба, был посвящен исключительно тематике разлуки влюбленных после восхода солнца. Любые современные песни на эту тему уходят корнями именно во времена трубадуров.
Прямыми наследниками окситанских трубадуров были французские труверы. На территории современной Германии сложилась своя культура – миннезанг. А музыкантов там называли миннезигерами. Тематика их стихов была почти та же. Разве что было чуть больше плясовых песен для крестьянских застолий и праздников. Пиво, сосиски, танцы – все это баварцы любят до сих пор.
Следом за трубадурами и миннезингерами нужно упомянуть вагантов. Так называли бродячих музыкантов в XIII-XIV веках. На поэзию вагантов сильно повлияли античные авторы, поэтому в их песнях было меньше религиозной тематики и куда больше пикантного. Например, описания нагих тел, подглядывания за купающимися и всего такого прочего.
Отдельно стоит сказать о менестрелях. Само слово «менестрель» уводит нас к латинскому ministerialis – «слуга». Нетрудно догадаться, что вольного бродячего поэта и певца так бы не называли. И верно, менестрель – это скорее средневековый массовик-затейник, служащий при дворе знатной семьи. Выражаясь современным языком, аниматор. Менестрель должен был не только играть и петь, но и всячески развлекать публику шутками, танцами, жонглированием. Но не стоит путать такого затейника с шутом. Шут должен был уметь развлекать глупостью, часто наигранной. Ведь, как мы все знаем, только «дураку» позволено говорить правду. А вот менестрель, в первую очередь, развлекал талантами и умениями.
Бандуристы и кобзари
Говоря о бродячих музыкантах, нельзя не упомянуть и наших украинских кобзарей. Как и в случае с трубадурами, кобзарь – это не профессия, а образ жизни.
Первое упоминание о кобзарях можно найти еще в польской летописи 1441 года, где сказано, что у польского короля Сигизмунда III был свой придворный украинский бандурист. Были среди кобзарей и те, кто нанимался на постоянную службу, как менестрель.
Но классический образ украинского музыканта – это, конечно, вольный пожилой человек, переезжающий с места на место, чтобы радовать публику музыкой. Тематика песен была разнообразная. В основном, конечно, или военная, или романтическая. Слишком много в истории Украины было войн, героизма и боевой славы. И странно было бы, если бы это не нашло своего отражения в музыке.
Сильный удар по бандуристам нанесла политика СССР в 30-е годы ХХ века, когда украинская культура во многом оказалась под запретом. И все же даже Советскому Союзу не удалось окончательно похоронить эту традицию.
Бандуристика жива и сейчас. Существует даже Национальный союз кобзарей Украины, объединяющий людей, которые берегут это искусство от исчезновения. А вместе с историей кобзарей продолжается и история Украины.