Много тайн хранит Ватикан. Некоторые из них так надежно упрятаны в его архивах, что мы о них совсем ничего не знаем. А вот некоторые вещи стали тайной не так уж давно и со временем просто забылись.
14 января многие будут праздновать забавный и парадоксальный праздник – Старый новый год. Но у православных в этот день будет совсем другая дата, а именно Обрезание Господне. Считается, что на восьмой день после Рождества, младенец Иисус принял обрезание и получил свое имя. Но с этим праздником связано еще одно явление, о котором особенно у католиков сейчас говорить не принято. Речь идет о поклонении крайней плоти Иисуса.
Библейский вопрос
Собственно, споры о том, был ли обрезан Иисус, начались не так уж давно. На протяжении долгих веков в этом никто и не сомневался. Святое Писание не говорит об этом прямо, но, с другой стороны, нет ни малейших поводов думать, что Мария и Иосиф после рождения младенца хоть на шаг отошли от заветов праотца Авраама. А уж в Ветхом завете об этом написано более чем прямолинейно:
«Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужской пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола…»
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
Подписаться
Вполне возможно, что четыре канонических Евангелия потому и умалчивают о факте обрезания, что это подразумевается, как что-то само собой разумеющееся. Апокрифическое, то есть непризнанное, Арабское евангелие прямо утверждает, что Иисуса обрезала старуха из Иерусалима, которая крайнюю плоть в итоге забрала с собой.
Византийские дары
Несмотря на это, упоминаний о крайней плоти, или препуции, Христа не найти ни в религиозных текстах, ни в исторической хронике, вплоть до IX века. Вместе с христианизацией Европы, начал повышаться интерес к разнообразным мощам. Именно этот повышенный интерес к святыням стал в итоге причиной того, что среди мощей, дошедших до наших дней, очень многие имеют крайне спорное происхождение.
В погоне за престижем, многие храмы желали обзавестись своими реликвиями. Если «собрать» все части отдельных святых воедино, то получится, что некоторые из них имели по 2-3 головы и множество конечностей. Праведный Лазарь, например, существует аж в трех экземплярах, а апостол Матфей – в двух.
Еще богослов Жан Кальвин, основатель кальвинизма, в XVI веке прямо советовал не поклоняться никаким мощам вообще, чтобы случайно не поклониться, например, украшениям распутницы, вместо Богородицы.
Но это уже в XVI веке, а на заре Средневековья, сомневаться в подлинности мощей и реликвий было не принято. Особенно почитались, само собой, самые разные предметы, связанные с жизнью Иисуса Христа. Мощей быть не могло, ведь Иисус вознесся на небо, а вот его рубахи, волосы, выпавшие зубы, ногти, пот, слезы, кровь и многое другое, периодически выставлялись на обозрение в каком-то из европейских храмов. Естественно, почти все эти вещи со временем оказались поддельными, и сейчас христианскими церквями не признаются.
А вот с препуцием вышла другая история. Впервые он появился в Европе в 800 году, когда император Карл Великий получил его в дар от византийской императрицы Елены. Набожный Карл тут же отправил крайнюю плоть в Рим, под ответственность папы Льва III.
В 1527 году, в ходе войны Коньякской лиги, мятежные войска Священной римской империи, учинили бунт, вызванный неуплатой им жалования. В ходе бунта наемники разграбили Рим, утащив и священный препуций. В итоге солдат, который присвоил плоть, попался недалеко от итальянского поселка Кальката. Самого вора посадили в тюрьму, реликвию у него отобрали, и она хранилась в церкви этого поселка до самого 1983 года. И ее опять выкрали, теперь уже унеся в неизвестном направлении.
Та самая плоть
Впрочем, поводов расстраиваться нет, ведь в разное время по Европе кочевало из храма в храм целых 18 препуциев Иисуса Христа. Всем хватит.
Именно поэтому сомнения в истинности препуция появились достаточно рано. Еще святой Августин задолго до обнаружения первого препуция высказывал мысль, что раз тело Христа вознеслось на небо, то и все его части должны были сделать то же самое.
Уже во время Реформации не только Кальвин скептически высказывался о подобных реликвиях, но и сам Мартин Лютер. Да и до них многие богословы мало верили в истинность этой реликвии.
Чтобы укрепить веру в препуций, католической церкви пришлось пойти на хитрость. В XIV веке монахиня Бригитта Шведская (ставшая после смерти святой, а в 1999 году еще и покровительницей Европы) заявила, что было ей видение. И в этом видении ангел положил крайнюю плоть Христа ей на язык, от чего по всему ее телу разлилось наслаждение.
Такой ход надолго укрепил веру многих христиан в истинность препуция. Но всему когда-то приходит конец. В 1900 году, ровно спустя 1100 лет, после первого экземпляра реликвий, очередной препуций был «найден» на территории Франции.
Папа Римский Лев XIII понял, что пора положить конец этих хороводам вокруг крайней плоти, и под страхом отлучения от церкви запретил уделять внимание этой теме всем без исключения. А в 1954 году, когда стало понятно, что так просто от почитания препуция многие верующие не откажутся, запрет был усилен. Теперь за это грозило великое отлучение – анафема.
Так, постепенно, традиция почитать крайнюю плоть Иисуса Христа забылась, уступив место менее нелепым церковным традициям.