Пираты существовали всегда. С тех пор как человечество занялось судоходством и вышло в море, появлялись люди, которые посчитали морской грабеж хорошей идеей. Древнегреческий поэт Гомер упоминает о неких «лэйстэс» - грабителях, промышлявших на торговых путях Средиземноморья. Особо широкое распространение пиратство получило в эпоху Великих географических открытий. Начиная с конца XV века, когда Атлантический и Тихий океаны покрылись активными торговыми маршрутами, пиратство стало настолько массовым, что появлялись целые пиратские острова.
Среди пиратских капитанов было немало известных личностей, чьи имена наводили ужас на купцов и моряков. Некоторые из них вдохновляли своей биографией писателей и художников. Герой романа Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ» капитан Джон Флинт – персонаж, на первый взгляд, вымышленный. Но его история не так проста.
Капитан «Моржа»
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
Подписаться
Тоби Стивенс в роли Флинта
Сам Флинт в романе Стивенсона не фигурирует, к моменту сюжетной завязки он уже умер. По словам бывших членов его экипажа, репутация у капитана была ужасающая. «Черная Борода перед Флинтом — младенец», - утверждал его бывший квартирмейстер Джон Сильвер.
Джон Флинт не сотрудничал с властями и не покупал каперских свидетельств. Его мощный быстроходный корабль «Морж» внушал ужас всем торговцам, пытавшимся везти свои грузы через Атлантику. Сокровища, добытые грабежами, Флинт хранил прямо на корабле. Стивенсон в романе описал это так: «…насквозь пропитан кровью, а золота на нём было столько, что он чуть не пошёл ко дну».
В какой-то момент Флинт решил зарыть свои сокровища на безымянном острове. Золота было так много, что ему понадобилась помощь шестерых моряков. Всех помощников Флинт впоследствии убил, чтобы никто больше не знал, где именно зарыт клад. Тело пирата по имени Аллардайс капитан оставил на видном месте в качестве компаса – вытянутые руки мертвеца указывали путь к кладу.
Большую часть жизнь книжный Флинт страдал алкоголизмом и постоянно пил ром. Хотя на самом судне поддерживал железную дисциплину. Умер капитан на постоялом дворе в Саванне, штат Джорджия. Перед смертью он просил своего телохранителя: «Дарби МакГроу! Дарби МакГроу! Дарби, подай мне рому!..»
Настоящий Флинт
Одно из немногих изображений Черной Бороды
Таким капитан Джон Флинт предстает перед нами в романе Стивенсона. Но был у него и реальный прототип, чью биографию использовал писатель при создании персонажа. Это был пират Эдвард Тич, более известный как Черная Борода.
Эдвард Тич родился в 1680 году в Бристоле. О ранних его годах известно немного, а сведенья противоречивы. Но судя по тому, что Тич был обучен грамоте и в целом достаточно образован, как для своего времени, бедняком он не был.
О его юности также известно мало. Якобы он служил матросом на каперском корабле во время Войны за испанское наследство, где заработал первую репутацию, пока еще вполне благообразную. В 1717 году Тич присоединился к команде Бенджамина Хорниголда, британского капера, который грабил испанцев и французов вполне официально, по каперскому свидетельству. Впрочем, вскоре Хорниголд оказывается вне закона и начинает самостоятельную пиратскую деятельность. Вместе с ним окончательно на преступный путь становится и Эдвард Тич.
Вскоре, благодаря харизме, храбрости и удаче, Тич получает собственный корабль «Месть королевы Анны». Но Хорнигхолд в какой-то момент решает сдаться британским властям, так как те как раз обещали амнистию всем пиратам, которые покаются в своих преступлениях. Эдвард выступает против такого шага, собирает единомышленников и вешает на своем корабле черный флаг. Так заканчивается история моряка Эдварда Тича, и начинается история ужасного пирата Черной Бороды.
За свою пиратскую жизнь Тич провернул много интересных и ловких дел. Так, например, он как-то блокировал девять торговых кораблей в порту Чарльз-Тауна в Южной Каролине, обобрав их до нитки, а самых влиятельных пассажиров оставив в качестве заложников. Также известно, что Черная Борода был чуть ли не первым представителем организованной преступности, который стал системно подкупать губернаторов и чиновников, чтобы власти не вмешивались в его дела.
Смерть пирата
Поединок Мейнарда и Тича
Но сколько веревочке не виться, конец будет все равно. Уже к 1718 году «художества» Черной Бороды так надоели британским властям, что они пустили все силы на его поимку.
Засаду военные устроили прямо в логове Тича у Окракока в Северной Каролине. Командовал облавой лейтенант Роберт Мэйнард. Солдаты дождались, пока большая часть пиратов спустится на берег и напали на шлюп Черной Бороды. У Тича оставалось всего 60 человек, то есть втрое меньше, чем солдат Мэйнарда. Сам капитан, по свидетельствам очевидцев, был пьян.
Черная Борода всегда считал, что лучшая оборона – это нападение, так что решил взять на абордаж один из кораблей Мэйнарда, на котором было меньше всего людей. Но лейтенант пошел на хитрость, спрятав большую часть команды под палубой. Как только пираты оказались на корабле, англичане внезапно начали теснить их и сбрасывать в воду.
Сам Тич вступил в поединок с Мэйнардом. У лейтенанта не было шансов, он даже один раз попал в пирата из пистолета, но Черную Бороду это не остановило. Только получив 25 сабельных ран, легендарный пиратский капитан рухнул замертво. Мэйнард отрезал ему голову и привязал ее к бушприту своего корабля.
Кстати, одним из немногих выживших пиратов из команды Тича был тот самый Исраэль Хэндс, который фигурирует в «Острове сокровищ» у Стивенсона. Он избежал правосудия, пойдя на сделку со следствием и выдав властям всех коррупционеров, который получали от Черной Бороды деньги.
Воплощение в сериале
Грозный Флинт в "Черных парусах"
Один из ярких кинообразов капитана Флинта получился у создателей сериала «Черные паруса». Биографию как книжного капитана, так и реального Эдварда Тича сильно переписали, сделав его бывшим английским офицером Джеймсом МакГроу, который вследствие череды разнообразных событий был вынужден покинуть Англию и уйти в пираты.
Интересная деталь, создатели сериала решили сделать капитана Флинта бисексуалом. Оригинальное сюжетное решение. Впрочем, о реальных сексуальных пристрастиях Эдварда Тича нам ничего не известно.