Банкир с 28-летним стажем, экс-председатель правления банка ВТБ Вадим Пушкарев рассказал, выживет ли экономика Украина в кризис, ждет ли нас очередной “банкопад”, что будет с курсом доллара и почему дефолт - это не так плохо, как кажется на первый взгляд.

Давайте начнем с темы, которая сейчас волнует всех: экономический кризис из-за карантина и мировой ситуации с нефтью и коронавирусом. Как сейчас стимулировать украинскую экономику?

Нужна поддержка малого и среднего бизнеса. Речь про салоны, кафе, мастерские, предприятия, которые не производят продукт добавленной стоимости, а обеспечивают сервис. У них минимальная “жировая прослойка”. У крупных предприятий, как правило, непрерывный цикл работы. Этот бизнес сконцентрирован у людей, имеющих несколько направлений предпринимательства. Они могут делать переноску ресурсов с одной “ветки” на другую. К тому же, промышленные группы могут привлекать финансирование от банков и партнеров. В конце концов, и из своей “кубышки” распечатать деньги на Кипре. Что же мы имеем на деле? Недавний закон по поддержке бизнеса аккумулирует огромные суммы, которые якобы пойдут на помощь предпринимателям. Но в основном это касается крупного бизнеса. И это нанесет огромный удар по местным бюджетам. Поэтому закон нужно срочно пересмотреть и сместить поддержку в сторону малого и среднего бизнеса.



Тогда какие льготы нужно сейчас вводить для мелких предпринимателей?

Первый вариант - компенсационные пакеты по отмене разных налогов во время карантина и на восстановительный срок. Ещё один - предоставление беспроцентных субсидий и разовых выплат. Есть и вариант выдачи льготных кредитов. НБУ может предоставить целевое рефинансирование коммерческим банкам, чтобы они осуществили поддержку малого и среднего бизнеса.

Популярные статьи сейчас
Вслед за "Киевстар" уже Vodafone поднимает тарифы: во сколько обойдутся разговоры и интернет. Абоненты Vodafone останутся без связи: кому нужно срочно заменить SIM-карту Военнообязанным дали время до 5 февраля: что нужно успеть Украинцы не подозревают о последствиях: какие ловушки скрывает "Национальный кэшбек"
Показать еще

Что касается иностранных инвестиций - ждет ли нас заморозка и чем это чревато?

Знаете фразу: во всем плохом ищи хорошее. Плохо, что у нас и не было реальных инвестиций. Но хорошо, что и терять в этом почти нечего. Ведь инвестиции - это не горячие спекулятивные деньги, которые заводятся под покупку ОВГЗ. Они здесь только потому, что нам очень плохо и мы даем за их использование огромные проценты под гарантии государства. Это от лукавого. Реальные инвестиции заходят надолго и вкладываются в развитие портов, элеваторов, создание предприятий, закупку оборудования. И их у нас за последние годы очень мало. С другой стороны, кризис ударит по себестоимости производства в Украине. Оно станет конкурентным Китаю. Кстати, думаю, что Китай после эпопеи с коронавирусом получит больше, чем потерял. Там просадка экономики приведет к скачкообразному росту. Закроются и обанкротятся производства в таких странах, как наша, освободится рынок. А китайцы заработают на продаже всему миру аппаратов вентиляции легких, масок, антисептиков… Там только за последнее время появилось девять новых миллиардеров. Они переориентировали свои производства и будут зарабатывать на продаже другим странам. В частности, и Украине.

Украинцы наблюдает за скачками валюты в последние недели. По какому пути сейчас нужно идти НБУ - поддерживать курс доллара или отпустить его?

Сейчас НБУ не сбивает курс, а любезно позволяет спекулянтам превращать их короткие деньги в доллары и стремительно отсюда эвакуировать. Как я уже упоминал, Министерство финансов при попустительстве Нацбанка создало пирамиду, будущее которой было предопределено сразу. Специалисты прекрасно понимали, что это закончится крахом и падением курса.

А как скоро эти деньги окончательно выведут и каков прогноз по курсу?

Срок идет на месяцы. Сегодня вам никто не скажет, какой будет курс. Точно, что доллар будет расти. Повлияет пирамида Маркаровой, стабильное невыполнение бюджета, объявленная индексация пенсий, а также расходы, связанные с коронавирусом. Государству не за что будет выполнять социальные обязательства. А все равно ведь нужно платить зарплаты бюджетникам, пенсии, поощрять медработников. Поэтому правительство включит печатный станок. Я думаю, что будет серьезная инфляция. В теории это может быть даже неплохо. Инфляция - сложный инструмент, который должен находиться в руках профессионалов. Но знаете, как говорят: дай дураку стеклянную волшебную палочку, он и ее разобьет. Я немного перефразировал. Дай возможность неподготовленному правительству запустить инфляцию - и мы получим гиперинфляцию.

А чем в принципе может быть хорош вариант инфляции в сегодняшних условиях?

Инфляция - это когда у тебя на руках появляется живая масса денег. Да, они стоят мало и если складываешь их под подушкой, они сгорают. Но если сразу меняешь на товар или услуги, то запускаешь мультипликатор. И далее, путем манипуляций, связанных с упражнениями на финансово-банковском рынке, ты получаешь возможность управления этой денежной массой. Но для этого нужно этот процесс глубоко понимать.

Что вообще сейчас может сделать обычный человек, чтоб себя обезопасить? Выигрышная стратегия - менять 20% зарплаты на доллары?

Да, сейчас это верный шаг. Есть старый хороший анекдот. “Мужчина говорит: “У меня нет денег, Господи. Совсем нет. Совершенно”. А Господь в ответ: “Изя, не обманывай, иди меняй доллары”. Если есть возможность доллар не менять, его менять не нужно.

Как опытный банкир, как Вы считаете, ждет ли Украину такой же “банкопад”, как в 2014-17 годах?

Я уверен, что последний банкопад - это искусственный процесс, направленный на подрыв независимости и уничтожение банковской системы Украины, а также на завладение небольшой группой лиц залоговым имуществом и активами обанкротившихся банков. При этом сейчас, в условиях кризиса, однозначно станет вопрос о потере ликвидности и качества кредитных портфелей. И без поддержки банки начнут останавливаться. Как опытный банкир, который возглавлял генеральный департамент банковского надзора, я могу привести пример: кризис 2004 года, в Украине было зарегистрировано около 180 банков. У нас не было поддержки со стороны мирового капитала, параллельно происходила смена элит. И мы не потеряли ни одного банка. На протяжении четырех месяцев банковский надзор фактически жил в НБУ. Были созданы индивидуальные программы совместно с правлениями банков, которые защищалась на комиссии. Подчеркиваю, каждый украинский банк получил рефинансирование путем предоставления в залог приемлемых активов. И хочу сказать следующее - ни один из этих 180 банков не “лёг”. И все до единого вернули рефинансирование. Система была спасена. Но, чтобы сделать так сейчас, нужны мозги. А вот с этим, как показывают последние годы, в НБУ дефицит.

Сейчас для банков начнут проводить стресс-тесты на предмет, как они пройдут кризис. Понятное дело, они не пройдут. Их обяжут формировать резервы, увеличивать капитал, причем первого уровня, а то есть, живые деньги. Далеко не все сумеют привлечь и мобилизовать сотни миллионов гривен, как минимум. Это ставит под угрозу целый ряд банков. Вторая сторона - драконовские требования со стороны НБУ по резервированию и финансовому мониторингу. Это приводит к невозможности прокредитовать средний бизнес.

То есть, сейчас срочно нужны изменения в регуляторной политике?


Плясать нужно от нее. В условиях кризиса нужна либерализация требований к коммерческим банкам. Когда болеет человек, вы стараетесь создать ему комфорт. Запретить носить тяжелое, пить холодное. То же самое нужно делать и для больного банковского сектора. А у нас вводятся жесткие ограничения: ты заболел - прекрасно, мы тебя “вылечим”. Вешай на себя разгрузку килограмм в 40, обувай кирзовые сапоги и беги 20 километров. Такая сейчас политика. У нас разрушились системы государственного управления, образования, медицины. Остановились высокотехнологические отрасли, сложное машиностроение, вирусология, микробиология. Живем мы благодаря мощной теневой экономике. Мое убеждение: сейчас нужно оставить ее в покое. Дать людям спокойно работать и предложить гражданский договор: государство не вмешивается, а бизнес выплачивает положенную норму налогов, чтобы поддержать социальные обязательства. А еще украинскую экономику может спасти отмена приватизации, национализация и дефолт. Сейчас нам не нужно продавать курицу, которая несет золотые яйца. Cтоит остановить приватизацию Одесского припортового, Укрспирта и так далее, а еще провести национализацию ряда предприятий, которые были украдены у украинцев. И третий вариант, о котором стоит начинать говорить - это дефолт.

В умах людей слово дефолт ассоциируется с полным крахом экономики. Так ли это?

Это действительно неприятно, но больше для тех, кто дал нам деньги. У нас выбор такой: либо мы выполним свои внешние обязательства по долгам и умрем, либо не выполним и будем жить. Плохо, тяжело, но все же жить. По этому поводу есть визги со стороны “соросят”, которые защищают интересы спекулянтов. Я скажу, как банкир. Когда тебе отказывается платить клиент, которому плохо, ты начинаешь сдувать с него пылинки. Предлагаешь совместные программы, которые бы позволили ему выплатить хотя бы часть долга. Я провожу эту аналогию на дефолт. Либо мы все будем работать на отдачу долгов, либо скажем - ребят, мы не можем сегодня вернуть деньги, вы это видите, давайте пересматривать условия, делать новые программы, которые позволят нам поднять утвержденные отрасли и заработать.