В Европе есть только 2 страны, где до сих пор не введено стимулирующее регулирование (RAB-тариф) – Украина и Беларусь. Это является причиной значительной изношенности электросетей и низкого качества электроснабжения в Украине. Но предложенный НКРЕКП вариант перехода на RAB-тариф противоречит успешному европейскому опыту. Такое мнение озвучили РБК в исследовании внедрения стимулирующего тарифа в Украине.

Обновляя энергетическую инфраструктуру электрических сетей, все страны Европы ввели модель стимулирующего тарифообразования RAB для энергетических компаний-операторов інфарструктури. RAB-тарифа нет только в Украине и Беларуси, заявляют журналисты РБК ссылаясь на отчет компании Ernst&Young. Уже в 2013 году наиболее распространенным подходом к регулированию в Европе был «тот, который принимает регуляторную базу активов (RAB) в качестве своей основной структуры». Близкие к Украине по стартовым условиям Чехия, Литва и Польша перешли на стимулирующее регулирование в начале 2000-х. Словакия и Черногория — в 2007, Германия — в 2009 году.

«Последствия оказались положительными: в большинстве стран время отключения электроэнергии (индекс SAIDI) падал, объем капитальный вложений и стоимость активов росли. В Румынии за 10 лет SAIDI показал хорошую динамику: снизился в 2.5 раза — с 1025 минут (больше, чем в Украине) до 474 в 2016 году, а объем капиталовложений в километр сети составил $985 (в Украине — около $250)», - утверждается в статье.

В Украине также предлагают перейти на стимулирующую модель тарифообразования. 29 апреля 2020 года регулятор принял проект перехода на RAB-тариф. В нем активы облэнерго делятся на новые и старые. Новые с’появились в текущем году внедрение нового регулирования, старые — ранее. На старые активы регулятор предлагает начислять 1% доходности, на новые — 15%. Авторы исследования проаналіхували модель и пришли к выводу, что она близка к той, что была предложена во времена Януковича-Азарова (2013 год). Тогда были две базы активов: «старая» и «новая». Ставка доходности на «старый» — от 0% до 2% за внедрение методики, на новую — 14.79%. Такие «инвестиционно привлекательные условия» не стимулировали одну из 32 украинских компаний-операторов перейти на новую модель регулирования и реформа не была реализована.

«Если компания посчитает, что старый актив полностью износится за 10 лет и не будет возмещения, нет смысла модернизировать этот актив. Выгоднее вкладывать в новые. Такой подход угрожает существующей инфраструктуре и по словам экс-посла США в Украине и старшего вице-президента IHS Energy Карлоса Паскуаля, «приведет к кризису в дистрибуции электроэнергии в Украине», - говорится в материале.
На замену методологии НКРЕКП предлагают европейский вариант RAB-тарифа: не делить базы активов облэнерго и применять единую ставку доходности. Ставка, на мнению экспертов, должна быть как минимум выше банковские депозиты.

«Если инвестор выбирает: вложить ему деньги в рискованный бизнес, вроде облэнерго, или вложить в банк на депозит под процент, только дополнительная выгода мотивирует его инвестировать», - отмечается в исследовании.

Напомним, ранее эксперты рынка высказались против предложенной Регулятором методологии.