Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) в постановлении об остановке расследования по делу «Роттердам+» сослалась на статью уголовно-процессуального кодекса (УПК), которая предусматривает необходимость закрытия дела в случае отсутствия доказательств вины в суде и исчерпании возможностей для их получения.

Об этом сообщили экс-глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк и подтвердила адвокат Ирина Одинец в эфире телеканала «Прямой».

Роттердам+
Роттердам+

«В своём постановлении прокурор САП сослался на п. 3 ч. 1 ст. 284 УПК, где речь только о закрытии уголовного производства в случае, когда не установлены достаточные доказательства для доказывания виновности лица в суде и исчерпаны возможности их получить», - сообщил Вовк, обнародовав копию постановления САП.

Пункт третий части первой статьи 284 УПК, на основании которого прокурор САП решил остановить расследование, дословно гласит: «уголовное производство закрывается в связи с тем, если не установлены достаточные доказательства для доказывания вины лица в суде и исчерпаны возможности для их получения».

Популярные статьи сейчас
Украинцы получают штрафы за паспорта: кому грозят неожиданные расходы Ошибка может дорого обойтись: что изменилось в правилах передачи показателей счетчиков газа Мошенники массово "чистят" карточки украинцев: в ПриватБанке посоветовали, как спасти сбережения Порошенко в Штатах вредит Украине: раздражает республиканцев напоминанием, как «сливал» Трампа в пользу Хиллари Клинтон, - эксперт
Показать еще

НАБУ
НАБУ

При этом, сославшись на статью о закрытии уголовного производства, прокурор САП постановил: «остановить дело в связи с необходимостью выполнения процессуальных действий в рамках международного сотрудничества».

Согласно действующей редакции УПК, такая возможность в действительности предусмотрена п.3 ч. 1 ст. 280, но не ст. 284 на которую сослалась САП в своем постановлении.

Адвокат Ирина Одинец в эфире телеканала «Прямой», предположила, что несоответствие решения прокурора и статьи УПК, на которую он ссылается, может объясняться принятием решения о будущем дела в самый последний момент - поздно ночью 8 августа, когда истекал срок досудебного расследования.

«Можем предположить, что вероятно в ночь на 8 августа решался вопрос закрывать это дело или возможно остановить. И поэтому мы считаем, что в связи с этим нам это постановление долго не предоставляли», - отметила Одинец.

Напомним, 8 августа истек срок досудебного расследования по делу «Роттердам +» и правоохранители не смогли передать дело в суд. По словам адвокатов стороны защиты, за 3,5 года, которые длилось расследование, НАБУ не нашла подтверждения того, что действие формулы нанесло убытки. 12 августа информацию об отсутствии заключения экспертизы о нанесении формуле убытков официально подтвердило НАБУ.

Информацию об отсутствии выводов экспертизы, которая установила бы убытки, еще в конце июня 2020 подтверждал и сам глава САП Назар Холодницкий.

Бывший заместитель генпрокурора (2015-2016 гг.) Давид Саквалеридзе ранее также заявил, что в деле «Роттердам +» нет состава преступления, из-за чего оно может развалиться в суде.

В расследование дела «Роттердам +» были привлечены 15 детективов НАБУ и 7 прокуроров САП. Общие расходы госбюджета на их работу составили 96 млн грн, по оценкам экс-главы НКРЕКУ Вовка.
Формула «Роттердам +» действовала для расчета стоимости угля при установлении прогнозной оптовой цены электроэнергии исключительно для промышленных потребителей в период 2016-2019 годов. Она предусматривала включение стоимости доставки угля от хабов Амстердам-Роттердам-Антверпен. Формула была отменена с 1 июля 2019 с введением рынка электроэнергии.

Аналогичный принцип ценообразования с 2017 г. и до настоящего времени действует при определении стоимости природного газа для населения. Этот принцип — так называемая формула «Амстердам +» - в июне 2020 был прописан в меморандуме с МВФ, подпись под которым поставил, в том числе президент Владимир Зеленский.