10 лет назад, 17 февраля 2008 года, парламент Косово объявил свой край независимым государством.

Сегодня в среде экспертов-международников принято считать этот прецедент “зеленым сигналом” светофора мировой политики для начала агрессивных действий России по отношению к Грузии и Украине.

Действительно, летом 2010 года Международный суд ООН сформулировал в своем консультативном заключении, что принятие декларации о провозглашении независимости Косово от Сербии не противоречит международному праву. То есть допустил возможность двойных стандартов и необязательность решений Совета безопасности ООН. И уже в марте 2014 года Владимир Путин вернул бумерангом этот же аргумент мировому сообществу, когда провел параллели между аннексией Крыма и прецедентом отделения Косово от Сербии.

Эти же российские параллели сейчас проглядываются и по отношению к оккупированной территории украинского Донбасса. А от украинской стороны в ответ – лишь патетическое взмахивание флагом Евросоюза на Мюнхенской конференции по безопасности. Перед полупустым залом как символом потери интереса к слабой, вороватой и безынициативной украинской власти. Потому что ничего конструктивного Украина предложить Евросоюзу не может. И откровенно демонстрирует: не знает, что делать с Донбассом, а тем более с Крымом.

Любые сравнения хромают, тем более если речь идет о сравнениях в международной конфликтологии. Но именно анализируя опыт решения других конфликтов – или его отсутствие – можно очертить возможные варианты будущего, которое и нас ожидает.

Популярные статьи сейчас
Горскоп на воскресенье, 15 декабря: пора перезарядиться и подумать о важном До 20 декабря нужно успеть: кто должен посетить ТЦК "Тысячу Зеленского" позволили получить еще одним способом: как пользоваться возможностью Внимание для всех, кто иметт газовые плиты: Газсети срочно обратились к украинцам из-за холодов
Показать еще

Итак, возможно ли в принципе сравнение сценариев Косово и Донбасса? Уверен, что при активной работе Киева по возобновлению нашего суверенитета – нет. Ведь неконтролируемые территории на Донбассе ничем особенно от контролируемых не отличаются, в отличие от сербских и албанских территорий в Косово и Метохии. Те же язык, религия, да и менталитет тот же.

Активная дипломатия и позитивная повестка дня для жителей неконтролируемых территорий позволят за короткий период времени возобновить суверенитет и территориальную целостность на востоке страны. Но это при условии желания, политической воли и активных действий Украины. А если их не последует, и Украина дальше будет бездействовать? Тем более, что и Россия тоже не очень-то стремится “присоединять” эти территории. Что будет делать Европа?

Свято место пусто не бывает. Европа действительно очень хочет прекратить конфликт на Донбассе и перейти к business as usual с Россией. Которая по большинству экономических параметров гораздо более привлекательна для ЕС, чем Украина.

Поэтому, если Украина не предпримет быстрых шагов к улучшению ситуации в экономике и системе власти – и если миротворцы действительно зайдут на территорию ОРДЛО и смогут там навести порядок – то я не исключаю парадоксального для нас сценария развития ситуации.

Получив через ооновскую международную администрацию такую возможность, Евросоюз может напрямую начать инвестировать в разрушенный регион, направит туда весь свой экономический и институционный потенциал и сделает Донбасс своеобразным “экономическим чудом” для Украины.

Донбасс может стать тем регионом, который пройдет по пути приближения и экономических связей с Евросоюзом гораздо быстрее, чем отягощенная коррупцией и сановными “еврофлагомахателями” остальная часть Украины. При условии установления мира на территории ОРДЛО, для такого развития событий европейцам необходимы лишь поддержание прав европейских инвесторов на территории Донбасса и, собственно, открытие прямых каналов инвестирования в этот регион.

И первое, и второе точно сможет обеспечить международная временная администрация, опирающаяся на “штыки” миротворческого контингента. Контуры плана финансовой помощи Донбассу Европа уже давным-давно обрисовала, подсчитала и пришла к выводу, что сумма – вполне подъемная. 4-5 миллиардов евро в год – сумма, которую международные доноры выделили в свое время маленькой Грузии. Сейчас в Брюсселе говорят о такой же сумме – только на протяжении нескольких лет.

С точки зрения практичных европейцев, уставших от бездействия и вранья украинских “керманычей”, фатальное для Украины решение может оказаться простым: зачем бесконечно помогать коррумпированной Украине, тратить огромные средства “в никуда”, если можно сделать Донбасс компактным пилотным проектом с понятным планом возрождения экономики, с перспективой гарантий инвестиций, и тем самым развязать себе руки в торговле с Россией? И тогда не Донбасс будет тянуться к евроинтегрированной Украине, а Украина увидит на Донбассе, как можно эффективно использовать международную помощь и возобновить даже такой разрушенный как сейчас регион.

Украину, на мой взгляд, от такого европейского “перпендикуляра” отделяет пока что та, хоть уже и немногочисленная, аудитория, которая на Мюнхенской конференции по безопасности все же пришла послушать нашего Гаранта. Но, если украинская власть не изменит своего отношения к народу и государству, то через несколько лет следующий Президент Украины рискует размахивать европейским флагом перед пустым залом.

Потому что Европа не будет бесконечно ждать изменений, которые никак не произойдут. Если возникнет возможность для реформ – в подконтрольном миротворцам регионе – то они там их действительно проведут. Фантастика? Посмотрите на Косово. Под контролем миротворцев и евробюрократов этот регион всего за несколько лет кардинально изменился – и в ЕС уже всерьёз говорят о вступлении Косово, как и Сербии, в Евросоюз.

Вывод один – или мы быстро изменим нашу страну и станем привлекательны для тех, кто сегодня живет и в Крыму, и на Донбассе, или их взгляды будут направлены в другую сторону. И не обязательно в сторону Москвы. Времени осталось немного.

Андрей Николаенко, дипломат, лидер партии “Основа”