За это время власти успели уволить заместителя главы администрации президента Ростислава Павленко, курировавшего вопрос с томосом, а также в очередной раз заявить о скором принятии решения по автокефалии, пишет Народная Правда.

Сроки предоставления автокефалии уже неоднократно переносились и откладывались, но, если верить словам представителей Фанара, вопрос о томосе – дело решенное. И, судя по всему, конечный вариант автокефалии будет отличаться от того, что представляется кому-то в смелых мечтах. Константинополь видит смысл объединения украинских церквей не в доминировании одной структуры и поглощении всех остальных, а во врачевании раскола, поэтому ни УПЦ-КП, ни тем более УПЦ-МП не будут контролировать новый механизм ЕППЦ. Фанар пришлет своего экзарха, под пастырской опёкой которого украинские верующие будут искать пути к объединению.

По церковным нормам, Вселенский Патриархат обладает исключительным правом предоставления автокефалии. Что же останавливает Вселенский Патриархат от принятия решения? Видимо, Константинополь и Киев не могут достигнуть компромисса в определенных областях. Представительству Патриархии и ее иерархам понадобятся храмы и другие здания, в которых можно будет проводить богослужения, жить и осуществлять повседневную деятельность.

Вопрос в том, что требует Константинополь и что готовы предоставить власти. Ввиду скромных финансовых возможностей самого Вселенского Патриархата он, безусловно, потребует какое-нибудь здание, желательно в центре Киева, в котором разместится экзарх, будут проводиться службы, и которое сможет приносить доход. И желательно что-нибудь посолиднее, ведь экзарх будет главным миротворцем церковной жизни в Украине. Весной в СМИ всплывала информация о том, что власти рассматривают варианты Андреевской церкви, Братского Богоявленновского монастыря и многоэтажного здания на ул. Десятинной.

Про последнее, в частности, писали, что в 2016 году епископ Телмисский Иов (Геча) осматривал его во время своего визита. По словам епископа Украинской автокефальной православной церкви Виктора (Бедя), этот дом удачно расположен недалеко от вышеупомянутой Андреевской церкви. В данный момент она принадлежит УАПЦ, однако в случае необходимости Церковь с радостью отдаст здание Константинополю.

Популярные статьи сейчас
Ошибка может дорого обойтись: что изменилось в правилах передачи показателей счетчиков газа Мошенники массово "чистят" карточки украинцев: в ПриватБанке посоветовали, как спасти сбережения 2025 пенсионерам прибавят по 300 грн: есть одно условие Зарплата больше не будет иметь значения: украинцам будут насчитывать пенсии по новой системе
Показать еще

Кроме того, Константинополь, вероятно, пожелает восстановить свои исторические права на ряд других так называемых «ставропигий» – храмов и монастырей, которые подчинялись напрямую Вселенскому

Патриарху до захвата Киевской митрополии Московским патриархатом в 1686 году. И тут ситуация еще интересней: среди всего прочего Фанар может предъявить претензии на Киево-Печерскую Лавру, одну из важнейших православных святынь для Украины.

Также целями Константинополя могут, например, стать: Церковь успения Богородицы во Львове (первое упоминание датируется 1421 г., принадлежит УАПЦ), Крестовоздвиженская церковь в Луцке (1619-1622 гг., в ведении Киевского Патриархата), Грушевский Михаило-Архангельский монастырь (первое документальное свидетельство – 1391 г., находится в ведении УПЦ-МП) и десятки других храмов, церквей, часовен и монастырей по всей стране (в том числе и в оккупированном Крыму), когда-либо находившихся в юрисдикции Вселенского патриарха. Помощь Матери-Церкви это, конечно, хорошо, но что останется украинскому православию? Волей-неволей складывается впечатление, что в история с томосом вопрос недвижимости играет далеко не последнюю роль – по крайней мере для Фанара, финансовое положение которого сейчас весьма запутанное.

При этом, у Константинополя есть конкурент: как недавно заявил патриарх УПЦ-КП Филарет, после создания Единой поместной церкви, которую он намерен возглавить, ей должны принадлежать все главные святыни Украины, в том числе, и Киево-Печерская Лавра, которая всё ещё остаётся под контролем УПЦ МП.

Тем не менее, вопрос о собственности для Фанара остается открытым. Позволит ли Киев отдать Вселенскому патриарху украинские святыни или передаст их новой структуре? Не вызовет ли спор за святыни новые церковные разделения? Надеюсь, ответ мы узнаем уже скоро, и он будет в пользу наших верующих.