Известно, что нормы и законы макромира на микроуровне действуют совершенно иначе или не действуют вовсе. Тем не менее, есть претендент на звание связующего звен между этими двумя мирами. Речь идет о бозе-эйнштейновском конденсате. Первые следы этой формы материи были обнаружены еще полвека тому назад. Однако экспериментально доказать существование этого явление физикам из Иллинойса удалось лишь сейчас. Как сообщает New Atlas, суть явления сводится к тому, что частицы или квазичастицы после соединения начинают проявлять признаки одной частицы, бозона. Новая форма материи получила название экситона.

Команда иллинойсских ученых сделала свои наблюдения при помощи технологии спектроскопии характеристических потерь энергии электронами (ХПЭЭ) с импульсным разрешением. Она позволила точно измерить уровень активации экситонов вне зависимости от их импульса. При помощи этих данных они изучили нелегированные кристаллы переходного металла диэлкогенидом титана, охлажденного до 190 градусов Кельвина (-83° C).

Как только материал приблизился к критической температуре, он вошел в фазу мягких плазмонов, не виданную ранее ни в одном материале. Она стала предвестницей конденсации экситона, доказательством существования экситония. Термин "экситоний" был предложен в 1960-х гарвардским физиком-теоретиком Бертом Гальпериным. На сегодняшний день физики пока не знают какое практическое значение может иметь открытие экситония.

Ранее портал сообщал о создании самого холодного вещества