Эффективность работы Министерства обороны при каденции Рустема Умерова вызывает критику как внутри украинского общества, так и со стороны западных партнеров: главу ведомства упрекают управленческий хаос, закупки у сомнительных фирм по завышенным ценам и политически мотивированную кадровую политику. Недавнее расследование «Зеркала недели» указывает на серьезные управленческие проблемы, угрожающие обороноспособности страны в самый критический период войны с Россией.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяСитуация становится угрожающей в контексте недавно представленных резидентом Украины Владимиром Зеленским стратегических документов – Плана устойчивости и Плана победы. Успех обоих зависит от эффективности Министерства обороны, обеспечивающего армию ресурсами, привлечь западные инвестиции в оборонный сектор и проводить действенную военную дипломатию.
Однако аналитики отмечают: занимающий должность уже более года министр обороны Рустем Умеров не продемонстрировал ни одного прогресса в ключевых направлениях Основные проблемы сводятся к управленческому хаосу, саботажу реформ и слабой координации с международными партнерами.
Закупки: централизованный хаос или сознательный саботаж?
Одним из самых болезненных вопросов остаются оборонные закупки. С начала каденции Умерова в министерстве продолжаются скандалы, связанные с попыткой ликвидировать Агентство оборонных закупок (АОЗ). Решение о ликвидации, якобы продиктованное стандартами НАТО, было отозвано только после давления общественности и партнеров.
Однако по состоянию на конец ноября наблюдательный совет АОЗ так и не начал свою работу из-за бюрократических формальностей. В результате возникает риск политически мотивированного увольнения руководительницы АОЗ Марины Безруковой, известной своей принципиальностью.
Также нереформированными остаются спецэкспортеры, занимающиеся поставкой оружия по завышенным ценам и через посредников. Несмотря на громкие заявления министра, результатов ликвидации коррупционных схем до сих пор не состоялось.
Конфликты интересов и управленческий хаос
Кроме проблем в закупках, отмечают журналисты, у Минобороны процветает дублирование функций департаментов. Департамент военно-технической политики (ДВТП) до сих пор занимается частью оборонных соглашений, несмотря на создание новых структур. При этом на ключевых должностях остаются люди, ранее фигурировавшие в коррупционных скандалах.
Критики министра также обращают внимание на чрезмерное и сомнительное «делегирование ответственности». Большинство ключевых направлений курирует его заместитель Дмитрий Клименков, близкий друг и бизнес-партнер Умерова. Это касается закупок, управления землями Минобороны, капитальных вложений и работы с госпредприятиями. Такая централизация создает высокие риски коррупции.
Влияние Турции: вызов для международного сотрудничества
Особую обеспокоенность вызывает тесная связь руководства Минобороны с Турцией. Советники министра, не имеющие официальных должностей и доступа к гостайне, фактически влияют на стратегические для обороноспособности страны решения и участвуют в международных переговорах. Журналисты сообщают, что эти лица могут иметь российские паспорта, что подвергает сомнению их лояльность.
Полученные журналистами выписки из бизнес-реестров США, Турции, Украины, Панамы, России, Кыргызстана, ЮАР, Эстонии, Туниса, Канады и других стран подтверждают (см. документы), что Снавер Сейтхалилев, Ленур Мамбетов и Рустем Умеров на протяжении почти двух десятилетий являются надежными бизнес-партнерами в структурах, связанных с турецкими инвестициями и влиянием в Украине.
Подобное тесное сотрудничество Украины с Турцией в сфере производства оружия, в том числе совместный проект по созданию истребителя KAAN, также вызывает беспокойство со стороны США. Вашингтон внимательно следит за турецко-российскими отношениями и выражает недоверие любым инициативам, которые могут поставить под угрозу их оборонные технологии.
Как свидетельствует расследование «Зеркала недели», деятельность Минобороны под руководством Умерова сопровождается многочисленными конфликтами интересов, слабой координацией и риском срыва реформ. На фоне войны эти проблемы могут иметь угрожающие последствия не только на внутреннем уровне, но и в сфере внешней политики, поскольку доверие международных партнеров к украинскому оборонному сектору остается критически важным.
Саботаж и хаос в Минобороны перерастают в системную проблему, которая может подвергнуть угрозе реализации стратегических планов Зеленского, резюмируют расследователи. Следовательно, страна нуждается в немедленных и решительных шагах для восстановления доверия как внутри страны, так и со стороны западных партнеров.