Вчера ночью на 84-ом году жизни скончалась Кира Муратова. Среди наиболее заметных ее работ — "Долгие проводы" (1971), "Перемена участи" (1987) и "Астенический синдром" (1989), ленты, привлекшие к себе значительное внимание критики и общества. "Астенический синдром" был удостоен Специального приза жюри "Серебряный медведь" 40-го Берлинского кинофестиваля и кинопремии "Ника" за лучший игровой фильм. За последний свой фильм "Вечное возвращение" Муратова получила кинопремию "Ника" в номинации "Лучший фильм стран СНГ и Балтии" (2013). После его выхода режиссер заявила о том, что уходит из кинематографа.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяМуратова известна тем, что у нее наравне с популярными актерами могли сниматься обычные люди, а также тем, что она становилась в некоторой степени крестной матерью для многих актеров. Например, именно она первой решила снять лидера комик-труппы "Маски-шоу" Георгия Делиева в новом для него драматическом амплуа. А для Ренаты Литвиновой она вообще придумала образ, который теперь актриса использует постоянно – манерной и часто неуверенной в себе женщины с характерными голосовыми интонациями. В фильмах Муратовой снимались Владимир Высоцкий, Богдан Ступка, Олег Табаков, Зинаида Шарко, Нина Русланова, Алла Демидова и Наталья Бузько.
Одно из последних интервью, которое дала режиссер Кира Муратова было для Радио "Вести".
О войне
"Я пацифист, и любая война, убийство человека человеком не в аффекте, а преднамеренно - это табу и людоедство. Но большая часть человечества находит в этом героизм и много других красивых вещей. Так водится у нас испокон веков, так и будет вечно. Защититься от мерзости невозможно, она залезает во все щели".
О готовности убить
"Ради кино я готова практически на все, кроме убийства. Разве что начальника какого-нибудь убить. По крайней мере, мне так казалось – вот у меня сейчас рука за спиной, а если бы у меня в этот момент в руке был пистолет, я бы сейчас стрельнула".
О власти денег
"Самый лучший для меня период был - это Перестройка и некоторое время после нее – деньги на кино давали и ничего не запрещали. Тогда были сняты "Перемена участи" (1987) и "Астенический синдром" (1989). Если до этого мне говорили: - Вы искажаете реальность, то в этот период мне начали говорить: - Гениально! Давайте свой сценарий, даже если дадите белый лист – снимайте! А на актрису, которую я хотела снимать, говорили: - Уродина! А потом говорили: - Красавица! Пока не наступила безоговорочная власть денег. Пришел капитализм и начался натуральный ход вещей – порвалась связь времен".
Об искусстве
"Искусство - это утеха, отрада и опиум. Оно лакирует. Даже самое ужасное и мрачное искусство не может быть таким, как жизнь и реальность, которые оно отражает. Искусство все равно приукрашивает и гармонизирует реальность. Настоящее произведение искусства, даже самое мрачное, приносит удовольствие".
О поэзии Шевченко
"Украинским языком я владею настолько, чтобы понимать, но разговаривать не решусь. Но я люблю Шевченко, потому что это замечательно и красиво – мне нравится его украинский язык. Я считаю, что его поэзия непереводима".
Об Одессе и юморе
"Я не коренная одесситка, поскольку приехала жить сюда после ВГИКа. Одесситы обожают Одессу, а я - нет. Меня многое раздражает. Например, самовлюбленность и самоуверенность в том, что все лучшее из Одессы. Чего же вы тогда уезжаете отсюда? Одесситы не видят своей грязи и недостатков города и архитектуры, считая, что это красиво. Как будто у них глаза закрыты или в тумане. Одесский юмор считаю дежурным и повторяемым. В общем, к Одессе я отношусь критично".
Об одиночестве
"Я – человек, склонный к аутизму и очень необщительна. Но моя профессия предполагает много общения. Поэтому раньше, когда работала, мне не хватало одиночества".
Как ранее сообщал портал "Знай.ua", в среду, 6 июня, на 84-м году жизни скончалась украинский режиссер Кира Муратова.