Принятие законопроектов по реинтеграции и особому статусу, охваченного боевыми действиями, Донбасса, чуть не закончились «военными действиями» в стенах самого парламента. До боли привычные под главным куполом страны политические битвы буквально за два дня, чуть было не перешли в еще более ожесточенную фазу. Депутаты так переругались перед голосованием за эти документы, что даже в по обыкновению «сонную» пятницу в ход пошли дымовые шашки с петардами. Благо обошлось без жертв и ситуативное перемирие таки установлено.

Но, стоит ли ожидать его на востоке страны? Что все же скрывается за скандальной парламентской ширмой? И из-за чего так взбунтовались, часто не отличающиеся особым рвением к работе, парламентарии? Во всех эти вопросах разбирался Знай.ua.

Бои без правил

Собственно, яблок раздора на этот раз было сразу несколько. Оно и понятно. Законопроектов сразу два – шансы на недовольство растут. Поди собери голоса… Особенно, если учесть, что и в самой коалиции их давно недостает, и зачастую приходится договариваться с коллегами по законодательному цеху. А тут еще такой перфоманс, да и каждый со своими требованиями. Причем, даже внутри провластной верхушки…

Популярные статьи сейчас
Украинцы могут остаться без отопления и горячей воды: коммунальщики предупредили о рисках Подорожание почти на 40%: украинцев ожидает "сюрприз" в платежках Астролог увидел в мае "беду" для Украины Днепровская девушка-хатико вернулась, но теперь она нападает на людей
Показать еще

Но, лед таки тронулся. Отстояв, что называется грудью, президиум и трибуну парламента в пятницу утром, нардепы от «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта», все же дали возможность спикеру Андрею Парубию начать заседание и поставить в дальнейшем на голосование скандальные документы.

Не на шутку мобилизованные слуги народа, в итоге дали 233 голоса за принятие в первом чтении законопроекта № 7163 «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях». А немного погодя 229-тью голосами поддержали в целом и законопроект №7164 «О создании необходимых условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Другими словами – продлили еще на год особый статус для ОРДЛО.

Крым? Какой Крым?

Правда, претензий к документам от этого меньше не стало. Причем, даже у тех, кто самоотверженно жал зеленную кнопку. Потому, говорят, ко второму чтению по законопроекту о регинтеграции еще работы невпроворот.

«Я думаю, главные поправки должны касаться темы Крыма. Что Крым нельзя отделять от Луганска и Донецка», - рассказал Знай.ua народный депутат от фракции «Блок Петра Порошенко» Мустафа Джемилев.

Кстати, да! Как ни парадоксально, но признавая этим документом Россию страной-агрессором, а часть Донбасса оккупированной территорией, о том, что наши соседи не так давно «оттяпали» у Украины еще и Крым, упомянуть… (ой) забыли. Или не очень-то хотели. Кто знает?

В противоборствующем крыле вообще окрестили такой подход чуть ли не игрой под дудку Кремля.

«Украиснкий якобы парламент реализовал кремлевский сценарий, когда на уровне законодательного акта разделена ответственность за Крым и Донбасс. Я глубоко уверен в том, что признание оккупации и Крыма и Донбасса должно быть через запятую. Поскольку с точки зрения национальных интересов это именно так. А с точки зрения России, это на самом деле, разные вещи. Они так подают», - заявил нам нардеп от «Самопомичи» Роман Семенуха.

Дипломатия обещаний

Впрочем, чисто практически, этот законопроект, судя по всему, особо ничего не меняет и для людей, которые остаются на ныне неподконтрольной территории Донецкой и Луганской областей. Конечно, большинство опрошенных Знай.ua парламентариев, поддержавших документ, поспешили заявить, мол таким образом им дан сигнал о том, что Украина не собирается признавать эти территории отрезанным куском и намерена их возвращать и т.д.

«Для них это значит, что мы ускоряем все процессы, которые позволят им вернуться в Украину. Это ускоряет все процессы, которые позволят освободить нашу землю от оккупантов. Это ускоряет все процессы относительно привлечения к ответственности всех тех, кто притянул российские оккупационные войска, убийц, мародеров на нашу священную украинскую землю», - уверяет первый замглавы фракции «Народный фронт» Андрей Тетерук.

Так и вертится на языке сказать: «Сколько раз мы все это слышали. И что»?.. Но, в надежде все же уточняем, каким образом власть намерена это делать?

Немного замешкавшись, нардеп все же нашелся с ответом:

«Это будет происходить комплексным политико-дипломатическим и усилением военной составляющей. Всегда дипломаты чувствуют себя намного увереннее, когда у них есть сильная вооруженная составляющая. В 2014 году отсутствие вооруженных сил позволило РФ оккупировать часть наших территорий. В 2017 году мы сделали все, чтобы повернуть ситуации на 180 градусов», - утверждает он.

Жизни по-новому не будет?

Дальше – больше. Среди тех, кто не голосовал за документ, вообще не стесняясь, говорят, что ничего такого особенного жителям Донбасса в случае принятия в целом законопроекта №7163 ожидать не стоит. Ибо это не о том, как их жизнь переменится, а о том, как жить в условиях войны.

«Ничего людям не ждать. Абсолютно, к большому сожалению, ничего. Потому что это не тот законопроект, который предусматривает, как эту реинтеграцию осуществить. Это законопроект, который предусматривает, как перераспределить функции, как находиться дальше в состоянии войны, как торговать с территорией, которая неконтролируема в состоянии войны…», - говорит внефракционный нардеп Юрий Деревянко.

Впрочем, намекают на это и в кругу пропрезидентских депутатов. Мол, законодательная деятельность – это еще большой дипломатический квест.

Спрашиваем у нардепа от фракции «Блок Петра Порошенко» Владимира Арьева, какой эффект будет от этого документа и, каких существенных изменений стоит ожидать после его принятия?

Получаем:

«Я вам могу сказать, что это многоходовая дипломатическая игра. И в данном случае, что прямо вот сейчас Донбасс будет освобожден, конечно, ожидать не удастся. Но, я же с самого начала сказал –идет гибридная война, идет гибридная агрессия против Украины, поэтому ответы должны быть не прямыми, не в лоб – тупыми, а соответственно – дипломатическими и адекватными».

Война войной, а бизнес по расписанию

Кроме этого, есть еще масса интересных моментов. О них неохотно говорят в провластном крыле. Но, с большой охотой делятся обитатели ныне противоположного политического полушария. Может, именно они и вызвали такую бурю эмоций под главным куполом?

«Мы также против брутальной торговли на крови, которая осталась (в тексте документа, принятом в первом чтении. – Ред.). Именно потому некоторые фракции голосовали сегодня. Потому что Ахметову и другим очень важно, чтобы эта торговля происходила», - заявляет Деревянко.

«Что вы имеете в виду и каким образом это прописано в документе, по-вашему», - уточняем.

Немного «помявшись», депутат таки выдал, мол это о пункте, которым якобы определяется, что Объединенный оперативный штаб ВСУ (а это именно оттуда будут руководить всеми силовиками в зоне АТО, в случае принятия документа в целом) будет вправе принимать решения о перемещении товаров через линию разграничения на Донбассе.

«Когда наши коллеги говорят нам о том, что есть решение СНБО (по перемещению людей через линию разграничения, а также товаров. – Ред.), то, извините, все эти решения СНБО – это подзаконные акты более низкой силы. Если законом есть уполномоченный орган, которому разрешается принимать решения относительно перемещения любых товаров, то это означает легализацию торговли на крови», - добавляет он.

Впрочем, вопрос торговли с оккупированной частью Донбасса давно вышел за рамки сугубо моральных и этических норм. А перевозку грузов с подконтрольной территории на неподконтрольную давно окрестили там «золотой жилой». И это тоже важно учитывать.

У кого булава, тот и главный

Блох в президентском законопроекте потрудились найти и в «Батькивщине». Впрочем, не удивительно. С такими-то амбициями и мечтами о карьерном росте их лидера…

Помимо того, что уже упоминалось их коллегами, там указывают на еще одну деталь.



А именно:

«Они предложили в этом законопроекте, чтобы парламент уже наперед дал согласие относительно использования ВСУ президентом до Указа, которого не существует в природе. Мы это исправили и записали норму Конституции (в своем альтернативном законопроекте. – Ред.)», - говорит Знай.ua замглавы фракции Сергей Соболев.

Впрочем, справедливости ради, стоит отметить, что об этом говорят и те, кто поддержал документ. С оговоркой – в надежде на то, что этот пункт будет подкорректирован.

«Там есть пару моментов, которые вызывают у нас отрицание. Это право президента на отдачу приказа войскам на применение силы. Президент – Верховный главнокомандующий. Но, в соответствие с Конституцией, президент должен получить разрешение парламента на использование ВСУ. И поэтому этим законом фактически нивелируется требование Конституции», - размахивая руками рассказывал журналистам в кулуарах лидер Радикальной партии Олег Ляшко.

Особый статус при особых обстоятельствах

По второму документу претензии хоть и остались, но, как говорится, назад дороги нет. Документ, который в простонародье окрестили, как продление особого статуса для ОРДЛО, уже успел подписать спикер Андрей Парубий.

Сторонники, традиционно не видят ужаса в его принятии. И говорят, что ни одна из страшилок, которые озвучивали при принятии аналогичного документа, срок которого истекает через пару недель, так и не воплотилась в жизнь. Никого из незаконных вооруженных формирований на Донбассе не амнистировали, никто из выходцев оттуда в Раду тоже не попал.

Впрочем, не такие радостные комментарии у противников документа. Одни считают, что это, по сути легализация российской оккупации. Вторые и вовсе не ленятся напомнить суть, которая заложены в принятый уже законопроект.

«Сам закон начнет действовать (те девять статей, которые там прописаны) в случае, если на протяжении этого года боевики и другие (формирования. – Ред.) покинут нашу территорию. Но, каким образом это начнет действовать? Территории оккупированные будут иметь так называемый особый статус, где избирается свое местное самоуправление. Его невозможно будет разогнать, оно будет иметь право само себе формировать милицию, прокуратуру, суды. То есть, все органы власти. И на эти органы власти нет никакого влияния со стороны центральных органов власти. И, как они будут использовать или применять законодательство – это уже их компетенция. Мало того, все преступления, которые были совершены людьми, которые были на этих территориях против наших бойцов, наших граждан и т.д. не будут расследованы и они освобождаются от наказания», - заявляет Деревянко.

«Государство Украина должна и будет обязана заключать с этими органами местного управления прямые отношения, договора по возобновлению этих территорий за счет всех остальных граждан Украины… И вот такой формат особого статуса остается», - резюмирует политик.

Вот и выходит, как в той присказке – драка есть, а ссоры нет. Драка есть, а суть от принятых законов для обычных людей, по большому счету, не меняется.