Девять лет назад под Смоленском в России разбился самолет с президентом Польши на борту. Кроме главы государства и его супруги, в самолете находилось еще 94 чиновников, общественных деятелей и представителей духовенства. Никто из них не выжил.

10 апреля 2010 в 9:54 по киевскому времени под Смоленском произошла катастрофа польского президентского самолета, в результате которого погибли 96 человек, включая президента Польши Леха Качинского.

Делегация намеревалась посетить Катынское кладбище. Визит приурочили к 70-й годовщине расстрела поляков, находившихся в местной тюрьме.

Расследование продолжается до сих пор. Однозначную причину трагедии установить не удается. Выводы польской и российской сторон существенно отличаются. Существует версия о причастности к катастрофе российских спецслужб, а также о взрыве на борту за несколько секунд до трагедии.

Самая болезненная для поляков авиакатастрофа оставила много вопросов, на которые ответов нет до сих пор.

1. Почему борт Качиньского должен был приземлиться на взлетно-посадочной полосе военного а не гражданского аэродрома?

Россияне говорят, что так было бы "надежнее", "удобнее" и вблизи ничего не военного не нашлось. И настаивают, что с их стороны все было безупречно, однако учитывая туман и совершенно незнакомую им местность польские пилоты "ошиблись" и на скорости врезались в соседнюю лесополосу. В Москве также любят подчеркивать, что якобы в кабине находился лично господин Качинский, который якобы непосредственно руководил тем, что и как делать.
Варшавская же версия говорит о граничащим со злым умыслом непрофессионализме российских диспетчеров.

2. Что стало причиной грандиозного взрыва?

Взрыв был настолько сильный, что растерзанный корпус самолета опрокинуло вверх ногами.

Комиссия экс-министра обороны Польши Антония Мацеревича не согласилась с согласованной российской позицией о погодных условиях, досадном случае, чьих-то ошибках и роковой березе, споткнувшись о какую, и взорвался самолет. Комиссия считает, что взрыв был, но прежде всего не авиационного горючего, а тротила, которым были наполнены критически важные части воздушного суда (в первую очередь - крылья). А горючее сдетонировало следом.



3. Кто заминировал самолет?

Если версия с тротилом имеет право на существование, значит, самолет минировали на территории Польши. Кто это сделал - российские спецслужбы или конкуренты Качинского и его партии внутри страны? Или действовала "третья сила", которая пыталась "перессорить" два "братских народа" и помешать взаимопониманию вокруг Катыни-40 - у авторов из России можно и такое прочитать.

4. Как объяснить отказ Кремля предоставить польским следователям фрагменты самолета для проведения экспертизы?

Российская сторона, вопреки международному законодательству, до сих пор не передала полякам собранные на месте происшествия обломки самолета Ту-154, а также отказала предоставить возможность провести реконструкцию лайнера из этих обломков, как того требует порядок проведения экспертиз в случаях авиакатастроф.

Если с их стороны все "чисто", а "виноваты" туман, береза, пилоты и едва не лично покойный господин Качиньский, то в чем же тогда дело?

Популярные статьи сейчас
ПриватБанк без разбора блокирует платежи украинцев: покупки превратились в "лотерею" Реформы и прозрачность: эксперт рассказал, что требуют США от Украины за свою помощь Осталась неделя: украинцы рискуют пропустить важную процедуру Украинцам 60+ предоставят денежную помощь, можно пригласить родных: как подать заявку
Показать еще



5. Распад самолета в воздухе

Почему в своем первом интервью после трагедии российский министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу говорит, что распад самолета начался еще в воздухе, но позже это не было принято во внимание?

6. Почему никто не выжил?

Высота падения Ту-154 была менее 20 м. Даже учитывая все вышеуказанное, кто-то из почти сотни людей на борту в таких случаях непременно бы остался жив.

Существует версия, что живых добивали российские силовики, выполняя команду "зачистки".

На выложенной в YouTube любительской видеосъемке, наскоро записанной одним из местных жителей в первые минуты после катастрофы, можно разглядеть определенные отдельные силуэты, услышать звуки похожие на выстрелы и разобрать что-то похожее на слова и выражения на польском языке, которые в переводе, в частности, значат "В глаза смотри", "Не убивай!".



7. Почему забетонировали место катастрофы?

Кто распорядился вскоре после 10 апреля забетонировать непосредственное место падения польского самолета и устроить на нем автостоянку?

8. Почему подменили останки погибших?

В близкой к ПиС польской прессе утверждалось о подмене остатков погибших. Речь шла о части тел от разных людей в одном гробу. Или об одном теле, но совсем другом, не том, на которое были выписаны документы.

Самые громкие скандалы подняли дочь общественного деятеля, представителя Польской катынской федерации Анджея Сариуша-Сконпоського и семья генерала Бронислава Квятковского, какой из России пришло то, что осталось не от одного, а от восьми пассажиров.

Существует версия, что таким образом пытались скрыть смертельные пулевые ранения в ходе "зачистки" или повреждения, полученные в результате необычного взрыва.



9. Почему мобилки жертв катастрофы еще некоторое время были "в сети"?

Когда стало известно о падении борта №1 поляки начали сразу звонить тем, кто летел в Катынь. В некоторых было слышно вызовы. Случалось и такое, что в ответ на входящие звонки из Польши в России кто-то брал трубку. Но не говорил, сбрасывал.

Загадочного здесь, пожалуй, ничего нет. Какой-то процент телефонных аппаратов мог остаться не повреждены или относительно не поврежденным и попасть в руки обычных воришек, а им нужно было время на замену SIM-карты. Кем бы они ни работали и какие звездочки не носили на погонах.

10. Подозрительные неестественные смерти и самоубийства

Чем обусловлены подозрительные неестественные смерти и самоубийства тех граждан Польши, которые критиковали следствие и имели свои соображения или материалы по трагедии?

Так, покончил с собой хорунжий Ремигиуш Муш, прилетевший в Смоленск раньше и готовивший прием делегации. Он как авиатор по специальности знал и понимал немало подробностей, выступал в качестве свидетеля.

Погиб в автомобильной аварии перед выездом в Смоленск профессор Марек Дулинич, археолог-криминалист, который собирался изучать почву и сохраненные в ней доказательства.

Умерли неестественной смертью также телеоператор Кшиштоф Книж, пилот и инструктор по пилотированию Дариуш Шпинета, основатель спецслужбы ГРОМ (аналог украинской УГО) генерал Славомир Пителецький, руководитель канцелярии премьера Гжегож Михневич.

Напомним, по данным лаборатории судебно-взрывчатых веществ при Минобороны Великобритании, подтвержден факт наличия тротила на борту президентского Ту-154М.

Как сообщал портал Знай.ua, экс-министр обороны Польши Антоний Мацеревич заявил, что экипаж и пассажиры президентского борта под Смоленском погибли еще до того, как обломки самолета упали на землю.

Также Знай.ua писал, Мариоль Карвета, вдова покойного командующего польского военного флота, адмирала Анджея Карвета, погибшего 10 апреля 2010 во время авиактастрофы президентского самолета в Смоленске, сообщила, что в гробу находились остатки восьми других людей.