В те времена, когда медицина находилась на куда более скромном уровне развития, многие болезни принято было объяснять влиянием на человека темных сил. Речь, само собой, не идет о насморке или несварении желудка. Но если человек начинал демонстрировать странности в поведении или страдал нервными расстройствами, то наши предки делали однозначный вывод – в него вселился бес.  

Христианские церкви по мере сил боролись с этим явлением путем экзорцизма – обряда изгнания демонов.  Сейчас, в XXI веке, многие болезни и расстройства получили научное объяснение. Но явление экзорцизма при этом никуда не делось. Да и загадочные случаи странного поведения среди людей встречаются до сих пор. Сегодня говорим о демонах внутри нас и их изгнании.

Война с бесами

Как и многие другие обряды, экзорцизм уходит корнями в глубину веков. Первые упоминания о подобных изгнаниях злых духов мы находит еще в шумерских и вавилонских мифах.  Окончательную форму, близкую к современной, этот обряд получил в иудаизме.



Так как у иудеев нет знакомой нам концепции ада, то и демоны, вселяющиеся в человека, приходят совсем не оттуда. В нас вселяется диббук – душа преступника и грешника, которая не может покинуть землю и поэтому ищет себе новое тело. Изгать диббука может группа, состоящая из цадика и 10 его помощников, которые читают заупокойные молитвы и трубят в шофар – ритуальный рог.

У христиан обряд экзорцизма был немного другой по форме, но крайне схожий по содержанию. Согласно Евангелию, первый христианский обряд провел Иисус Христос. В историю вошла фраза, которую сказал Иисусу демон: «Имя нам – легион».  В отличии от иудеев, христиане верят, что просто изгнать демона из тела недостаточно. Если не заполнить «опустевший сосуд» Божьим духом, то демон обязательно вернется, еще сильнее, злее и, возможно, не один.

В православии и католицизме сложились немного разные традиции экзорцизма. Католики считают, что умение изгнать беса – это особый дар или результат прилежного труда. Экзорцистом можно стать, только закончив специальный университет Athenaeum Pontificium Regina Apostolorum.



Православные же считают, что любой христианин может выгнать демона из тела ближнего, если он достаточно чист помыслами и полон веры. Конечно, мирянину достичь такого состояния куда труднее, чем священнику или монаху.

Чаще всего одержимыми назначали людей с отклонениями в развитии или страдающих душевными болезнями. Впрочем, не только душевными. Среди признаков «заражения» демонами, католическая церковь выделяет, например, зловоние или странную консистенцию рвотной массы. Таким образом люди с гормональными или желудочными проблемами также могли оказаться «одержимыми».

Что говорит медицина?

Современная медицина не выделяет «одержимость бесами» в какую-то отдельную категорию заболеваний. Хотя в Международной классификации болезней есть пункт «Транс и одержимость», которая характеризует потерей личной идентичности. Сам пациент в данном случае утверждает, что его действиями управляет кто-то другой.



Но в целом считается, что описанные в религиозной литературе случаи бесноватости очень сильно напоминают симптомы психозов, шизофрении, истерических расстройств, синдрома Туретта и прочих известных недугов. А случаи излечения объясняются эффектом плацебо. То есть очень верующий человек, который считает себя одержимым, действительно может излечиться от каких-то расстройств с помощью церковного обряда. Впрочем, если учесть вышеупомянутое мнение церкви, что злой дух все-таки имеет свойство возвращаться, действие эффекта плацебо не долговечно.

Церковь парирует тем, что фундаментальные причины, например, шизофрении не известны до сих пор, поэтому это вполне могут оказаться демоны.  А так как веры в мире осталось мало, то и изгонять их все труднее и труднее.

Шесть демонов Аннелизы Михэль

В 2005 году на экраны вышел фильм «Шесть демонов Эмили Роуз». Кино о демонах – жанр популярный, и картин на эту тему снято немало, начиная с легендарного «Изгоняющего дьявола». Но этот конкретный фильм был основан на реальных событиях.



Аннелиза Михэль была простой девочкой из немецкой католической семьи. Но в подростковом возрасте у нее начались странные приступы, связанные с параличом и затруднением дыханиям. Постепенно ее состояние ухудшалось, часто приступы сопровождались галлюцинациями, после чего Аннелизе поставили диагноз «эпилепсия». Но лекарства от эпилепсии не помогали, а девочке становилось все хуже.

В какой-то момент она начала демонстрировать «одержимое» поведение – есть насекомых и уголь, сторониться крестов и других предметов культа. После этого родители отвели ее к экзорцисту.  В течении 10 месяце священники искали в теле Аннелизы демонов и нашли целых шесть. Девочка называла себя то Люцифером, то Нероном, то Гитлером, иногда разными голосами спорила сама с собой.

1 июля 1976 года Аннелиза Михэль умерла от истощения и обезвоживания. До сих пор неизвестно, что послужило причиной отказа от питания. То ли девочка довела себя до такого состояния добровольно, пытаясь покончить с болезнью, и с собой, то ли ее до этого состояния довели.

Кстати, позднее двум священникам и родителям девочки были предъявлены обвинения в преступном бездействии, которое привело к смерти. Справедливо, ведь по медицинским показателям, Аннелизу можно было бы спасти, оказав ей врачебную помощь хотя бы за 10 дней до смерти. Обвиняемые получили по три года условно.

Что же случилось с Аннелизой? Не только психиатры, но и некоторые священники сходятся на том, что на одержимость это было не очень похоже.  Высказывалось мнение, что девочка страдала шизофренией и диссоциативным расстройством личности, а ухудшение ее состояния было вызвано именно тем, что родители отказались от медицинской помощи и доверились экзорцизму. Симптомы наличия демонов сама пациентка могла почерпнуть из того же «Изгоняющего дьвола», который вышел аккурат в 1973 году, когда состояние девочки резко ухудшилось. Случаи, когда люди использовали и сами начинали верить в образы из кино или книг, известны. Сейчас докопаться до правды в истории Аннелизы Михэль уже вряд ли возможно.

Демоны или болезнь? 

Зависит от того, во что вы верите. Демоны наверняка существуют, вот только это могут оказаться не злые духи из ада, а наши собственные травмы, комплексы и страхи.  Но от того, что у этих демонов не рогов и копыт, они не становятся менее опасными.



Священник-иезуит и врач-психиатр Ульрих Ниман в случае Аннелизы Михэль отстаивал позицию официальной медицины, утверждая, что любых «одержимых» нужно лечить психиатрическими методами, но с учетом их веры и культурных особенностей.  Вполне возможно, что он был прав.