Есть темы, о которых принято, если и говорить, то только шепотом. А вообще, в приличном обществе их поднимать не принятно. И одна из таких тем – это, безусловно, проституция. Или, правильнее сказать, секс-работа. Все мы знаем, что секс-работники существуют. Некоторые даже пользуются их услугами. Но говорить об этом вслух мы только привыкаем. Вопрос о государственном регулировании секс-работы с каждым годом стоит все острее. Кто-то предлагает легализировать, кто-то считает, что нужно с этим бороться, а кто-то вообще не понимает, зачем туда вмешиваться.
А вот наши предки относились к проституции по-разному, в зависимости от эпохи и региона. Но к мысли о необходимости как-то за этим делом следить, пришли достаточно рано.
Великий Вавилон
Первое известное нам упоминание о государственном регулировании проституции можно найти в Законах Хаммурапи , которые датируются XVIII в. до н.э. Тут надо сделать небольшое отступление. На ранних этапах развития человечества, кроме обычной проституции существовали еще гостеприимная и ритуальная.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
Подписаться
Гостеприимная проституция – это предложение хозяина дома дорогому гостю переспать с женой или дочерью. Этот обычай присутствовал у самых разных народов, от Китая и Тибета до Финикии и Крайнего Севера. Потом, под влиянием христианства, эти традиции сошли на нет, но отголоски остались. Если вы где-то услышите анекдот про геолога и жену чукчи, то знайте, что это именно такой отголосок. На Севере этот обычай просуществовал где-то то середины XIX века.
Иногда гостеприимная проституция тесно переплеталась с ритуальной. Языческая культура – это цикличная культура. Люди наблюдали, как каждый день садится и заходит солнце, как меняется вместе с сезонами погода, и делали вывод, что все в природе идет по кругу. Но законов, по которым проходят эти процессы, они не знали, поэтому связывали это с деятельностью разнообразных божеств и духов. Праздники весны и плодородия, свойственные многим языческим культурам, обычно сопровождались ритуалами, призванными задобрить божества, отвечающие за теплое солнце и обильный урожая. Часто это были сексуальные ритуалы, в которых участвовали так называемые храмовые проститутки с особым статусом, почти жреческим.
Так вот, Законы Хаммурапи четко разграничивали обычных секс-работниц и храмовых, наделяли их разными правами и обязанностями. «Сестры бога» считались посвященными женщинами, которые могли владеть имуществом и были уважаемыми в народе. На обычных проституток это, как нетрудно догадаться, не распространялось.
Мы привыкли считать Вавилон и все Междуречье местом высокой культуры. И по меркам того времени, так оно и было. Но все же там жили обычные люди с обычными и хорошо знакомыми нам пороками.
Развратная античность
А вот Древнюю Грецию мы обычно считаем землей свободных нравов и повсеместного разврата. Действительно, до появления христианства, на многие вещи греки смотрели намного спокойнее. И все же говорить о свободе и отсутствии сексуальных стереотипов тоже не приходится.
Даже школьники знают, что греческие проститутки назывались гетерами. Но тут стоит уточнить, что так назывался только их высший слой, привилегированный. По современным меркам это стоило назвать скорее очень дорогими эскорт-услугами. Такая секс-работница могла быть хозяйкой публичного дома, вращаться в аристократических и философских кругах и иметь уважение. Гетера Аспасия, например, в конечном итоге стала женой знаменитого оратора и полководца Перикла.
Остальные секс-работницы жили далеко не так радужно. Согласно законам Солона, принятым в VI веке до н.э., публичные дома могли располагаться только на окраинах Афин во всяких злачных местах, чтобы не кидать тень на высокую культуру быта. Представители низшей касты секс-работников, поллаки, были в основном рабами и не могли даже покидать территорию публичного дома, за которым были закреплены. Мужские и женские публичные дома существовали отдельно.
Римская бюрократия
Римское право принято называть юридическим идеалом красоты. Возможно, но также его можно назвать абсолютным идеалом бюрократии. Принцип «без бумажки ты никто» для римлян был основой существования.
Полнота прав и свобод напрямую зависела от статуса человека, подтвержденного документами. Причем повысить свой статус было сложно, а часто и невозможно, а вот ухнуть вниз по социальной лестнице – без проблем. Если женщина хотела заняться проституцией, то она шла к магистратам, которые выдавали ей licentia stupri , то есть, грубо говоря, лицензию на блуд. При этом она автоматически теряла дееспособность и без разрешения опекуна не могла распоряжаться своим имуществом.
Ей предписывалось носить желтые одежды и красную обувь, чтобы гражданин не перепутал секс-работницу с уважаемой матроной. А работать она должна была в одном из публичных домов, которые назывались «лупанарии». Конечно, это все не отменяло наличие рабов и рабынь, которые занимались проституцией по приказу владельца.
Но и свободные женщины шли получать licentia stupri не от хорошей жизни. Вместе с ухудшением экономической ситуации в Риме, в секс-работницы уходило все больше гражданок. В какой-то момент среди них оказались и представительницы знатных родов из семей сенаторов и всадников. Это нетрудно объяснить, ведь прав у женщин в Риме было и так не очень много, и продать их за деньги в безденежные времена желающих было немало. Дошло до того, что император Тиберий наложил прямой запрет на лицензии для дочерей всадников.
Был в Риме и свой аналог греческих гетер. Их называли «bonae meretrices», что указывало на наличие целого ряда талантов. Свободная женщина, предоставляющая секс-услуги, могла повысить свой статус, если были начитанна, умела играть на флейте или кифаре, хорошо танцевала. То есть, могла развлекать клиента не только телом. У таких женщин был шанс попасть в высшее общество, найти себе одного богатого постоянно клиента, amici, и жить более-менее в достатке.
Существовала в Риме и своя «полиция нравов», которая проводила облавы на кабаки и бани в поисках незарегистрированных секс-работников, чтобы поставить их на учет. Кстати, один из древних лупанариев, найденных в Помпее в 1862 году, оказался весь исписан непристойными надписями и прочей похабщиной. В этом древние римляне тоже мало от нас отличались.
С приходом в Европу христианства изменилось многое, в том числе и общественная мораль. Само собой, это затронуло и общественное положение секс-работниц. И об этом мы вам обязательно расскажем в следующий раз.