Древние египтяне прославились своими феноменальными архитектурными сооружениями, произведениями искусства и большим пантеоном экзотических богов.

Во время изучения художественных произведений тех времен можно заметить, что все люди и боги изображены в профиль. На рисунках не применяется перспектива, нет глубины изображения.

Можно было бы подумать, что дело в том, что в Древнем Египте по другому не умели. Но, на самом деле писать реалистичные картины в Египте умели. Самый известный пример античной живописи – фаюмские портреты I-III веков н.э.

Популярные статьи сейчас
Отдавать по 10% от пенсии не придется: "Киевстар" порадовал стариков бюджетным тарифом "Нафтогаз" предупредил всех: нужно успеть до 25 апреля Подорожание почти на 40%: украинцев ожидает "сюрприз" в платежках Два тарифа на воду: новые цены установили для жителей многоэтажек и частного сектора
Показать еще

Многие историки и искусствоведы сходят с ума, ломая голову над вопросом: зачем египтянам искусственный примитивизм в живописи?

Для чего же или почему применялся такой стиль? Есть несколько теорий, о которых мы сейчас и расскажем.



1. В то время еще не изобрели "трехмерность" изображения

Все рисунки Древнего Египта сделаны "плоскими", но с мелкими деталями. Возможно, большинство художников было просто не способно к созданию сложных композиций с людьми в реалистичных позах. Поэтому приняли каноны: головы и ноги всех людей и богов изображены в профиль. Плечи, наоборот, развернуты прямо. Руки сидящих всегда покоятся на коленях.

2. Умышленное упрощение как социальный аспект

Египтяне изобрели отличный способ избавиться от третьего измерения и использовали это для представления социальной роли изображенных людей. Как представляли в те годы, на картине не могли быть рядом изображены фараон, бог и простой человек, ведь это возвеличивало последнего. Поэтому все фигуры делали разного размера: фараоны - самые крупные, сановники – меньше, рабочие и рабы – самые мелкие. Но тогда, реалистично рисуя двух человек разного статуса рядом, один из них выглядел бы ребенком. В таком случае, лучше изображать людей схематично.

3. Вызовом считается прямой взгляд

В царстве животных: звери избегают смотреть друг другу в глаза. Боги - так высоки и священны, что человек, даже художник, имеет право лишь искоса наблюдать за жизнью всесильных. Прямо в глаза смотрит только Смерть, равно разгневанный бог. Поэтому человек может только наблюдать, и уж никак не участвовать в таинствах божественных литургий.



4. Религиозная версия

Согласно еще одной версии, египтяне умышленно делали рисунки людей двухмерными, "плоскими". Особенно это заметно на картинах, где присутствуют животные. Их древние мастера красочно выписывали, придавая реалистичные и элегантные позы.


Древние египтяне с их поклонением загробной жизни считали, что душа человека может путешествовать. А поскольку рисунки в основном выполнялись в гробницах и усыпальницах, то они могли бы "оживить" трехмерное живописное изображение умершего человека. Во избежание этого фигуры людей рисовали плоскими и в профиль. Так человеческое лицо более выразительно и его проще изобразить похожим.

Дабы не оживить изображение иудеи пошли еще дальше. Они вообще запретили человеческие изображения и потому в последующем многие еврейские художники рисовали людей с искаженными пропорциями. Пример картины Шагала. В последствии этот запрет у иудеев заимствовали и мусульмане.

Технология:

Раскрашенные, или вытесанные в камне фигуры весьма схожи с дагерротипами, и даже театром теней, который дожил до наших дней с глубокой древности.

Вспомним, как все мы с детства любили играть тенями рук. Дагеротипы легче воспринимаются именно в профиль. Древние мастера для шаблонов использовали тени, отброшенные на стены пирамид от факела или заходящего солнца. Такая технология заметно облегчала им изображение величественных гигантских фигур. Поэтому художники были исключительно жрецами, египтянами элитных кругов. Не использовать же для контуров божества тени презренного раба?



Освоив технику дагеротипа, египтяне, возможно, пошли дальше. Как красиво и естественно изображено движение на фресках. Откуда умение передачи шага, направления? Не существовало ли в прошлом непрочных аналогий с сегодняшним кинопрокатом, мультяшками или хотя бы Театром Теней? Возможно мы не все знаем о времяпровождении молодых фараонов, их праздниках почитания божеств и посвящений. Символично, что боги Египта не смотрят нам в лицо. Или мы не смотрим в их лица.

Напомним, как на самом деле строили величественные пирамиды Египта.

Как сообщал портал "Знай.ua", таинственная сумочка, придерживаемая божеством за верхнюю петлю, мелькает на покрытых резьбой камнях разных цивилизаций. Зачем она нужна богам?

Также "Знай.ua" писал, учёные обнаружили неожиданное назначение великой пирамиды Хеопса.