Как сообщает портал "Акценты", на бывшего 1-го секретаря Днепропетровского обкома комсомола в воюющей Украине российские оккупанты переписывают свои активы, выводя их из-под сагкций. Феномен «обогащения» Тигипко: что кроется за якобы везением известного банкира.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяВладелец финансово-промышленной группы ТАС Сергей Тигипко, несмотря на неоднозначное «региональное» прошлое и ухудшение экономической ситуации в стране, за период президентства Петра Порошенко сумел развить свой бизнес гораздо больше, чем при предыдущем «преступном режиме», когда он и сам официально был частью власти.
Кому и кризис — мать родная
Вкратце напомним о его предыдущих приобретениях. Банковский бизнес был и остается основой ТАС. Именно поэтому основное расширение как раз и происходило в банковской сфере.
Еще в 2007 г. С.Тигипко продал шведскому Swedbank свои ТАС-Коммерцбанк и ТАС-Иинвестбанк за $735 млн. Сделка была фантастически выгодной для украинского банкира.
В тот период кредитование в стране бурно развивалось и банковские активы росли как на дрожжах — создавая фантастическую доходность. На нее и «клюнули» шведы, а также другие иностранные группы, покупавшие украинские банки за «безумные» деньги.
Уже потом, когда в 2014 г. «грянул гром» и начался экономический обвал, оказалось, что эти активы либо вообще не обеспечены залогами, либо значительно обесценились.
Это стало одной из причин «банкопада» 2014-2017 гг., в результате которого в Украине из 179 банков осталось «в строю» только 82.
Тогда пошел обратный процесс: теперь иностранцы хотели любой ценой уйти с украинского рынка, отдавая ранее купленные банки за совершенно символическую плату.
Так С.Тигипко в конце декабря 2016 г. заполучил Универсал-банк, купив его у Eurobank, греческого подразделения швейцарской группы EFG. Сумма сделки не называлась, но ранее, в 2015 г., греки соглашались отдать Универсал-банк за €95 млн Николаю Лагуну, на тот момент владельцу Дельта-банка.
Очевидно, что это мизерная сумма по сравнению с той, которую в свое время сам экс-вице-премьер получил от шведов.
Также к группе ТАС отошел и Ви-Эc Банк (VS Bank), купленный у российской группы ВТБ. О его приобретении С.Тигипко лично сообщил в конце октября 2018 г.
Не менее выгодной была и покупка у россиян столичной 4-звездочной гостиницы Radisson Blu Hotel Kiev Podil. Для ее строительства компания «Отель Девелопмент» брала кредит на $38 млн, а С.Тигипко, по данным СМИ, купил ее в конце декабря 2016 г. за $10 млн.
Кроме того, на фоне кризиса, ударившего не только по банкам, но и по страховщикам, он в сентябре 2016 г. присоединил к «ТАС-Лайф» ЧАО «СК «Ейгон Лайф Украина», которая являлась дочерней структурой группы Aegon, одной из ведущих страховых компаний мира.
Благодаря этой сделке TAS Life стала вторым по величине игроком на рынке услуг по страхованию жизни. Также у С.Тигипко имеется компания — универсальный страховщик, ЧАО «Страховая группа ТАС».
Между тем обвал экономики отразился не только на финансовой сфере, но и на промышлености Украине. Кроме того, после аннексии Крыма и начала войны на Донбассе российскому бизнесу стало здесь не очень уютно.
Этим и объясняется решение группы «Северсталь» продать завод «Днепрометиз» (г.Днепр), ранее принадлежавший тому же С.Тигипко. Но если в 2006 г. россияне заплатили ему $50 млн, то в октябре 2017 г. сами получили за это же предприятие только $500 тыс.
Таким образом, сделка оказалась более чем выгодной для экс-вице-премьера времен В.Януковича. Теперь понятно, что он имел в виду, утверждая в интервью СМИ: «Состояния делаются в кризис». Это ли не аргумент в арсенал тех, кто утверждает, что нынешней власти выгодна эта война?
Разумеется, С.Тигипко не смог бы так широко развернуться без поддержки новой власти во главе с П.Порошенко, на словах объявившей предыдущую «преступным режимом».
Это подтверждается покупкой ТАС активов Диамант-банка, ранее принадлежавшего олигархам Давиду Жвании и Николаю Мартыненко.
Тогда, в июне 2017 г., экс-вице-премьер стал обладателем портфеля активов балансовой стоимостью 3,14 млрд грн., заплатив за них 1,13 млрд грн.
Среди них были центральное офисное здание Диамант-банка на Подоле, 30 квартир в элитном столичном жилом комплексе Crystal Park и ряд других ценных объектов недвижимости.
В роли продавца выступил Фонд гарантирования вкладов, управляемый Константином Ворушилиным, доверенным финансовым менеджером П.Порошенко, руководившим банком «Мрия» до того, как П.Порошенко продал его все тому же российскому ВТБ.
Распорядителем имущества Диамант-банка Фонд стал в результате его банкротства по решению Национального банка Украины, на тот момент возглавляемого Валерией Гонтаревой, еще одним топ-менеджером бизнес-империи П.Порошенко.
Данный пример наглядно иллюстрирует суть «деолигархизации», которая свелась к перераспределению собственности между олигархами.
И тот факт, что С.Тигипко получил возможность поучаствовать в дерибане, а не стал его жертвой, как те же Д.Жвания и Н.Мартыненко — наглядно свидетельствует о его умении «наводить мосты» с руководством страны независимо от того, кто именно в данный момент «у руля».
Не менее выгодными были и другие операции группы ТАС, купившей у ФГВФЛ активы Платинум-банка, банков «Новый» и «Форум».
Надо думать, что проблем со взысканием задолженности по этим обязательствам у экс-регионала не возникает: ведь ему принадлежит коллекторская компания ООО «Европейское агентство по возврату долгов».
О сложившихся партнерских отношениях с властью свидетельствует и покупка С.Тигипко киевского судостроительного завода ЧАО «Кузница на Рыбацком», ранее принадлежавшего П.Порошенко.
По всей видимости, заключенная в ноябре 2018 г. сделка носила формальный характер. Поскольку, во-первых, состав органов правления ЧАО не менялся после смены владельца.
Во-вторых, само предприятие фактически уже давно не работает, от него остались только производственные корпуса.
Поэтому, регулярно выигрывая тендеры Минобороны Украины, «Кузница на Рыбацком» в дальнейшем привлекала другие предприятия для ремонта военных катеров и сторожевых кораблей.
К примеру, в феврале 2017 г., получив заказ на ремонт фрегата «Гетман Сагайдачный», «Кузница на Рыбацком» сразу же договорилась о выполнении работ с ЧАО «Ильичевский судоремонтный завод» (г.Черноморск).
И в-третьих, по данным СМИ, наиболее ценное имущество «Кузницы на Рыбацком», его корпуса, склады и земельные участки, на которых они расположены, перед продажей были выведены из ЧАО на ООО «Строй-Реновация» — другую компанию, связанную с П.Порошенко и его многолетним бизнес-партнером Игорем Кононенко.
Т.е. в данном случае С.Тигипко купил, по сути, пустую оболочку. Очевидно, целью сделки было перед очередными выборами показать рядовым гражданам, что президент все же выполняет данное еще 5 лет назад обещание избавиться от бизнеса после прихода к власти.
А экс-вице-премьер в этом действе согласился сыграть роль ширмы — в обмен на возможность беспрепятственно развивать собственный бизнес.
Одним из самых свежих примеров такого развития стало поглощение аптечной сети «Космо», которую группа ТАС купила в конце января текущего года. До этого собственная сеть TAS насчитывала 114 аптек, у «Космо» было 28 аптек. Закрыть сделку стороны планируют до конца марта.
Как известно, аптечный бизнес — один из самых доходных. Ведь если человек может, к примеру, обойтись без торта или конфет «Рошен» — то лекарства, если уж заболел, покупать придется без вариантов. Вот почему розничные продажи у аптек в Украине по итогам 2018 г. выросли на 25,29%, до 69,611 млрд грн.
Исходя из этого, инвестиции С.Тигипко в расширение своего аптечного бизнеса выглядят вполне логично. Точно так же, как и аграрного, поскольку сейчас сельское хозяйство стало главной отраслью экономики.
Правда, экс-регионал вошел туда гораздо раньше, создав в 2008 г. небольшой агрохолдинг «РоАгро» с земельным банком 14 тыс. га, который уже к 2010 г. расширился до 25 тыс. га.
В 2011 г. он был переименован в «ТАС-Агро» после выхода шведских партнеров и объединен с компанией «Тагрон», еще одним сельхозпроектом С.Тигипко. Уже в 2015 г. земельные площади «ТАС-Агро» достигали 88 тыс. га.
На сегодня проблемным активом для него остается разве что завод «Днепровагонмаш» (г.Каменское, Днепропетровская обл.).
Это предприятие, как и мариупольский «Азовмаш», и Стахановский вагоностроительный завод, — «легло» после того, как власти Российской Федерации запретили импорт украинских вагонов. Поскольку основной рынок сбыта для них был в РФ.
«Ожить» после шока, перенесенного в 2014-2015 гг., удалось только Крюковскому вагоностроительному заводу (КВСЗ) — хотя и далеко не в прежних объемах. Сейчас это предприятие полностью удовлетворяет возможности (именно возможности, а не потребности — поскольку потребности в новых вагонах велики, но у компаний нет необходимых финансовых ресурсов для столь масштабных закупок) украинского рынка.
Поэтому особых перспектив для «Днепровагонмаша» пока не видно. В 2015 г. там было выпущено всего 68 вагонов, в 2016 г. — 406. При этом в 2008-2012 гг. предприятие ежегодно производило 4-6 тыс. вагонов.
Впрочем, для С.Тигипко реанимация КВСЗ тоже стала плюсом: благодаря этому заработал и принадлежащий ему Кременчугский сталелитейный завод. Это предприятие выпускает вагонное литье и основным его заказчиком является как раз КВСЗ.
Газовый «подход»
Газовая сфера долгое время оставалась вне орбиты ТАС. Дело в том, что доходность этого бизнеса даже выше, чем аптечного — поэтому желающих осваивать его всегда хватало.
«ОстроВ» ранее подробно анализировал ситуацию на газовом рынке Украины после бегства В.Януковича. Если вкратце, то при нем много чего успели прибрать под себя старший сын Януковича Александр и связанные с ним министры-«младореформаторы» Э.Ставицкий и Н.Злочевский.
После их свержения компании-лицензиаты, владеющие разрешениями на освоение нефтегазоносных площадей, в ряде случаев остались прежними — поменялись только конечные выгодополучатели (бенефициары).
По данным СМИ, они связаны с нынешним руководством страны: одним из лидеров "Народного фронта«,главой МВД Арсеном Аваковым, и Игорем Кононенко, занимающим должность первого заместителя главы парламентской фракции Блока Петра Порошенко.
Кроме того, ряд свежих лицензий достался новосозданным фирмам, косвенный контроль над которыми также приписывают И.Кононенко. Что касается госсектора, то госкомпания «Укргаздобыча» относится к сфере влияния «Народного Фронта» — как и весь холдинг НАК «Нефтегаз Украины».
И вот 30 января появляется сообщение о первой поставке украинского газа на экспорт компанией ООО «ТАС Энергия страны». По словам ее директора Максима Дмитрука, данная поставка в Словакию является тестовой.
«Мы совместно с нашими европейскими партнерами проверяем таможенные режимы и работу операторов сопредельных стран. Дополнительно планируем осуществить еще несколько тестов в том числе экспорт с таможенного склада», — сказал он.
Представитель ТАС не указал ни величину тестовой поставки, ни тех объемов, которые компания планирует экспортировать в дальнейшем. Также он не сказал, откуда взялся ресурс — поскольку ТАС не занимается газодобычей.
Сама компания появилась только в конце ноября 2017 г. и целый год вообще не вела хозяйственной деятельности: как плательщик НДС она зарегистрировалась только с 1 января 2018 г.
Зато планы у «Энергии страны» амбициозные: в тот же день, 30 января, она получила еще и лицензию Национальной комиссии регулирования энергетики (НКРЭ) на право поставки электроэнергии.
Что же касается «прописки» экс-регионала на газовом рынке страны, то здесь следует отметить ряд важных нюансов. Его компания стала первым экспортером украинского газа за последние 15 лет.
В прошлый раз свой ресурс в объеме 260 млн м3 поставила за рубеж ООО «Полтавская нефтегазовая компания» И.Коломойского. И было это в далеком 2003 г.
Причины длительного отсутствия газового экспорта очевидны: Украина является нетто-импортером этого важнейшего энергоресурса.
Например, в 2018 г. потребление газа промышленностью, населением и ЖКХ составило 32,3 млрд м3, тогда как собственная добыча газа в стране за этот период была 20,9 млрд м3.
В подобных случаях другие страны страхуются от экспорта дефицитного сырья: чтобы потом не завозить его по импорту в несколько раз дороже и не тратить на это валюту, ослабляя национальную денежную единицу.
К примеру, в Индии, Иране и Китае действует заградительная пошлина на экспорт железной руды. А в самой Украине запрещен экспорт нефти и антрацита — поскольку добываемых объемов национальной экономике катастрофически не хватает. И с газом, как уже отмечалось, ситуация не менее острая.
Тем не менее, его экспорт был открыт благодаря решению НКРЭ, подконтрольной президенту П.Порошенко.
Комиссия своим постановлением с 1 января 2019 г. снизила тарифы госкомпании ПАО «Укртрансгаз» на услуги транспортировки газа для точек входа и выхода с $12,47/1000 м3 до $6,28/1000 м3.
По словам главы НКРЭ Оксаны Кривенко, сделано это было с благой целью. «Мы входим в 2019 г. с европейскими конкурентоспособными тарифами. Украинская газотранспортная система (ГТС) закрепит свою конкурентоспособность, как абсолютная и более экономически выгодная альтернатива Северному потоку и другим обходным газопроводам. Такое решение может способствовать подписанию выгодного транзитного контракта после 2019 г.», — пояснила она в соцсети.
Но, как известно, строительство российского газопровода «Северный поток-2» в обход Украины сейчас продолжается — как и переговоры об условиях транзита после 2019 г.
Причем глава «Нефтегаза» Андрей Коболев не исключает, что новый долгосрочный контракт на транзит с российским «Газпромом» вообще не будет подписан.
Зато приближенный к власти (и к российской власти — А.) олигарх получил возможность «поднимать» сотни миллионов долларов в год (а может быть, и миллиарды, в зависимости от объемов будущих поставок) благодаря решению, принятому НКРЭ.
Отдельно стоит отметить, что переход госкомпании на " европейские конкурентоспособные тарифы" лишил ее (а значит, и государство Украина и его граждан) значительных денежных поступлений.
Так, по итогам 2018 г. Украина импортировала 10,6 млрд м3 газа. Это означает, что за его впуск в свою ГТС «Укртрансгаз» заработал $132,18 млн.
В этом году, если объем импорта останется прежним, госкомпания получит только $66,57. Итого в минус государству $65,51, но что не сделаешь для хорошего человека, как говорится.
Причем особенно легко широкие жесты даются, когда платишь за них не из своего кармана, а за счет других.
При этом премьер Владимир Гройсман жалуется, что Украине нечем выплачивать долги — поэтому приходится брать все новые кредиты, для расчета по предыдущим...
И что большие выплаты по внешним долгам не позволяют правительству повысить в стране зарплаты, пенсии, стипендии и социальные пособия...