Это не первые украинские санкции, под которые попали российские производители удобрений и производимая ими продукция.

Об этом пишет портал Антикор.

Первые санкции – запрет на ввоз хлористого калия были введены еще 30.12.15 г. постановлением КМУ №1147 и начали действовать с 10.01.16 г. Правда, его поставки из России были невелики и практически не затронули интересов российских производителей.

В марте 2018 года в перечень санкционных товаров добавились еще 2 вида удобрений (сульфат аммония и смесь нитрата аммония с карбонатом кальция и др.), поставки которых из России осуществлялись в куда бОльших объемах. Реакция российских производителей была молниеносной – они повезли эти товары в Украину под другими кодами УКТ ВЭД – то есть под видом других удобрений.

Украинский Кабмин остался в дураках. Причем не впервой – россияне точно так же с 2014 года обходили антидемпинговые пошлины на поставку аммиачной селитры в Украину, нанеся украинскому бюджету урон в более чем 7 млрд грн.

Популярные статьи сейчас
Дешевая связь для пенсионеров: в "Киевстар" сделали заявление До 20 декабря нужно успеть: кто должен посетить ТЦК Гороскоп на 14 декабря: как использовать субботу на полную катушку Важные изменения в субсидиях на 2025 год
Показать еще

Несмотря на экономические меры (антидемпинговые пошлины, которые были приняты еще в середине 2014 года) и экономические санкции в виде запрета на поставку сначала одного, а потом еще двух видов удобрений поставки российских удобрений в Украину росли в 2015 – 2017 годах и даже в начале 2018 года. Причем в значительной степени с использованием схемы подмены кода. Что, разумеется, могло быть сделано только с участием украинских импортеров, которые уж точно знали, что они ввозят из страны-агрессора.

Но в мае 2018 года ситуация сильно изменилась. Если до этого стороны обменивались товарными санкциями, то в мае прошлого года через СНБО были введены персональные санкции за участие в финансировании агрессии против Украины и аннексии Крыма против собственников химических предприятий РФ и против самих производителей, групп: «Еврохим», «Уралхим», «Акрон» и «Фосагро». В них речь шла о блокировании активов, ограничении торговых операций, остановке выполнения экономических и финансовых обязательств и т.д.

Смысл новых санкций сместился от экономического давления к ответственности за войну и кровь. Обойти им старым проверенным путём стало невозможно. Даже и в условиях их действия РФ осталась крупнейшим поставщиком удобрений в Украину по итогам 2018 года (удобрений было поставлено на $323 млн. или 33% от всего украинского импорта). Тем не менее, произошел резкий обвал их ввоза из России.

Но удивительным образом падение импорта из РФ было практически полностью компенсировано его увеличением из других стран, к которому Россия имела самое непосредственное отношение.

Судите сами.

Грузия, до 2017 года не поставлявшая удобрения на украинский рынок, уже по итогам 2018 года вышла по поставкам на 5 место с поставками в $21,5 млн. Турция – крупнейший потребитель удобрений в регионе, который своим производством обеспечивает лишь 2/3 своего потребления, также за несколько лет нарастила поставки с 0 до $21 млн. Литва с 2015 года нарастила поставки в 22,5 раза. При этом объем поставок российских удобрений в Литву практически полностью соответствует объему поставок литовских удобрений в Украину – например, по итогам 1 квартала 2019 года из России в Литву заехало 96,5 тыс. т удобрений., а из Литвы в направлении Украины выехало 95,4 тыс. т. Польша в 2018 году отвоевала 10% импортного рынка, нарастив поставки с 2015 года в 20,5 раз. Белоруссия по итогам 2018 года контролировала 22,5% рынка импортных удобрений, а уже в 2019 году может начать доминировать на рынке. Наконец, уже в текущем году чудо произошло и с Болгарией: за 4 месяца поставки из этой страны странным образом в 10 раз превысили поставки за тот же период 2018 года и в 5,5 раз – за весь 2018 год.

При этом к санкциям по линии СНБО в России, похоже, стали готовиться загодя. В Польше россияне вошли в состав акционеров одного из крупнейших европейских производителей удобрений Grupa Azoty. В Грузии «Рустави Азот» и вовсе в 2017 году перешел под контроль российской АФК «Система». В Литву резко нарастила экспорт удобрений – при этом несмотря на наличие своего крупного производителя – Achema – и власти Литвы, и собственники предприятия к этому отнеслись на удивление спокойно. В Турцию были резко взвинчены поставки полуфабриката для производства азотных удобрений – аммиака. О российско-белорусских поставках и говорить нечего.

Тем не менее понятно, что без соучастия со стороны украинских компаний новая схема подмены страны происхождения товара была бы нереализуема. И если раньше, играясь в подмену кодов УКТ ВЭД при импорте удобрений из России, украинские импортеры крали деньги у украинского бюджета и помогали России сократить эффективность экономических санкций, то согласившись на участие в схемах после санкций СНБО, участвующие в этом импортеры начали прямо зарабатывать на крови.

Между тем к легализации этой схемы подключился целый дивизион украинских импортеров. Разумеется, делая это под соусом «спасения аграриев»: ООО «Белор Украина» , ООО «Украинская агропромышленая группа», ООО «ТД Полихим», ООО «Страбис-Агро», ООО «Азот Импекс», ООО «Химпром ЛТД», ООО «Адамант постач», ООО «УТК Химальянс», ООО «Трансхимтрейд», ООО «Фри систем» и ещё пару десятков их двойников.

Делали они это под прикрытием созданных на российские же деньги аграрных ассоциаций типа Всеукраинской аграрной рады, в которой заправляет спешно командированный в Украину из России Михаил Соколов. Г-н Соколов прославился тем, что чуть не прошел в Верховную Раду по спискам «Слуги народа», но в последний момент был зачищен из списка за свой российский паспорт.

Что имеем в итоге. Санкции, запрещающие ввоз российских удобрений, вроде бы распространены на все их виды. Но по факту российские удобрения как ехали в Украину, так и едут.

В связи со всем изложенным, не стоит ли компетентным органам, прежде всего СБУ и Таможне, хоть как-то заняться украинскими соучастниками схемы подмены страны происхождения российских удобрений?