Идея Владислава Криклия об избавлении от непрофильных активов уже реализуется: в разгар коронавируса началась ликвидация ведомственных больниц. В трудовом коллективе назревает социальный взрыв. Министр приготовился к обороне. Критические публикации в его адрес разбивает в пух и прах... штатный политолог Медведчука.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяОб этом пишет Политрада. Далее приводим материел без комментариев и ремарок редакции.
На своем последнем заседании Кабинет министров согласовал изменения в устав АО “Укрзализныци”, согласно которому Министерство инфраструктуры будет разрабатывать и подавать документы только по вопросам, которые касаются исключительной компетенции общего собрания и наблюдательного совета.
Пояснительная записка к проекту, подписанная Владиславом Криклием, вызывает двойственные чувства. С одной стороны видно, что Криклий хочет снять с себя тяжелый груз многочисленных проблем УЗ. С другой — он не готов расставаться с кормушкой, так как его теневой офис уже нащупал прибыльные схемы и оседлал их.
Объять необъятное
В плане компетенции Мининфраструктуры — уникальное ведомство. В его подчинении оказался гигантский разноплановый хозяйственный комплекс. Тут и “Укравтодор”: большая стройка, бюджет в 85 млрд грн, дорожные лоббисты и т.д. Авиация, где свой клубок проблем (одна МАУ чего стоит! Впрочем, боюсь, что стоить она государству будет намного больше, чем кажется на первый взгляд). Порты — огромный пласт противоречий, концессии и борьба за терминалы. Водный транспорт: морской и речной. По речному сейчас разгорается скандал с Алексеем Вадатурским: зерновой магнат построил свою частную флотилию, а партнер Криклия нардеп Юрий Кисель протаскивает закон, который не только помножит на ноль инвестиции «Нибулона», одного из крупнейших налогоплательщиков страны, но и очень затруднит ему, одному из крупнейших экспортеров Украины, транспортировку зерна.
Бунтуют автоперевозчики — требуют разобраться со странным дефицитом разрешений на перевозку грузов за границу. Министру приходится переводить стрелки на поляков, обвиняя их в создании торговых барьеров. Не забываем еще и “Укрпошту” - она тоже скучать не дает.
Чтобы осмыслить такой объем ответствености нужно иметь мощные опыт и компетенцию. Но так получилось, что выигрышная карта в политическом пасьянсе выпала 33-летнему любителю водных лыж, спортзалов и ретро-автомобилей Владиславу Криклию.
Вершиной его профессионаньного творчества до обретения депутатского мандата по списку “Слуги народа” были сервисные центры МВД. Но одно дело нарядить офисных девочек в белые блузки с зелеными галстуками, позаимствованными из ребрендинга “Ощадбанка”, и посадить выдавать автономера и справки о несудимости, а совсем другое - провести тяжелейшую реформу “Укрзаизныци” (это лишь один пример забот, которые явно не по плечу министру).
Уроки схематоза
Криклий оказался смекалистым парнем и быстро сообразил, что реформа УЗ – это не по Сеньке шапка. Поэтому ограничился одним направлением реформирования - повышением тарифов на пассажирские и грузовые перевозки. Планирует делать это и дальше под разными предлогами. Такими как унификация тарифов на разные классы грузов. Или введение нового договора, вся суть которого сводится именно к повышению тарифов.
Надо сказать, что изначально «Укрзализныця» была для молодого министра «терра инкогнита». Он не до конца понимал, как можно внедриться в давно устоявшиеся схемы гигантского коррупционного механизма. И начал с более понятных и близких ему сфер.
Например, с сертификации автотранспорта. Судя по опубликованным материалам уголовного производства ГБР, Мининфраструктуры сосредоточило сертификацию газобаллонного оборудования на автотранспорте в руках шести фирм, при этом цена самой сертификации была увеличена с 800 грн до 3000 грн.
Потом он втянулся в склоку вокруг доведения до банкротства Бердянского порта. И тоже с последствиями в виде расследования НАБУ.
Без следственных действий обошлось вмешательство в распределение торговых площадей в аэропорту «Борисполь». Но сам скандал засветил уровень интересов главы Мининфраструктуры. Скажем так, довольно приземленный.
Все свои
Со временем товарищи Владислава по Сервисному центру и катанию на водных лыжах привели в пресловутый теневой офис, расположенный в бизнес-центре “София”, опытных консультантов из УЗ.
Они посвятили министра в тонкости многолетних коррупционных интриг: кто с кем враждует и какой кусок пирога контролирует. У Криклия созрел креативный план: использовать многообразие полученной информацию о “терках” братьев Дубневичей с ресторатором Бейлиным, замминистра Шульмейстера и экс-министра Пивоварского с еще одним экс-министром Омеляном и проч., чтобы убедить руководство страны в необходимости кадрового очищения “Укрзализныци”.
Получив на это согласие, он запустил на непубличные, но очень важные в плане контроля за схемами должности, людей, рекомендованных ему советниками теневого офиса. Потом зачистил от чужаков верхушку - с превеликим удивлением для себя, улетел за борт (правда, с “золотым парашютом” в виде щедрой компенсации) председатель правления “Укрзализныци” Евгений Кравцов. В правление вошел директор ЮЗЖД Роман Веприцкий, а в наблюдательный совет юрист Олег Журавлев. Свои люди для министра.
Сам Криклий вступил в негласные переговоры с представителями Пинчука и Хорошковского на тему цельнокатанных колес и строительства контейнерных хабов. Пообещал полное содействие. Но от практической реалиции открестился. Сейчас у него для этих целей есть Веприцкий.
Порочащие связи
В принципе, основная задача Криклия в условиях, когда на УЗ заработала вертикально-интегрированая система получения откатов с доставкой их в теневой офис, позаботиться о поддержании имиджа простого и честного парня, которого оговаривают в СМИ.
Но с пиаром у него не складывается. То министр бродит по киевскому вокзалу с национал-радикалами из "С14", разгромившими цыганский лагерь на Лысой горе, и разыскивает цыган-карманников. Видимо, чтобы снова побить.
То пользуется защитой штатного политолога “ОПЗЖ” Вадима Карасева, завсегдатая росийских телеканалов, обосновавшегося на NEWSONE у Медведчука.
Карасев написал проникновенный пост о том, что реформатора Криклия атакуют злобные лоббисты. А все потому, что его стараниями возросла конкуренция за счет допуска европейских компаний, растет уровень сервиса, возрос пассажиропоток, расширяется использование инфраструктуры.
Снять груз или министра?
В “Укрзализныце” эти строки Карсева вызвали бы искреннее удивление. Дела там идут совсем плохо. Работников принудительно отправляют в отпуск за свой счет, переводят на четырехдневку, пасажирам не возвращают деньги за билеты, даже имея экономию 350 млн грн от временной отмены налога на землю.
Криклий заставил нового и.о. предправления Ивана Юрика начать немедленное избавление от непрофильных активов УЗ, прежде всего больниц и поликлиник. Тот не стал сопротивляться, помня, что за это был уволен Желько Марчек, пробывший на должности всего два месяца.
И, несмотря на тысячу больных ОРВИ, три с лишним десятка подтвержденных случаев COVID-19 и десятки осложненных пневмоний у работников железной дороги, отправил в ведомственные лечебные заведения ликвидационные комиссии, набранные впопыхах, как утверждают на форумах, из физруков, секретарш и безработных банкиров. В “Укрзализныце” назревает социальный бунт.
Правительству нужно что-то с этим делать. Вариантов несколько. Снять с Криклия тяжелый груз железнодорожных проблем (как завели “Укрзализныцю” под Мининфраструктуры, так можно и обратно вывести). Инициировать снятие самого Криклия с должности (что уже давно обсуждается наверху) и запустить на “Укрзализныце” процесс реальных, а не выдуманных Карасевым изменений.
Можно ничего не делать и дать симпатичному парню в очередной раз повысить тарифы, окончательно угробив стратегический ресурс государства – промышленность и экспортеров агропродукции. А потом... за это же и посадить. Редкий экс-министр у нас ходит без уголовного дела. Ясно одно -- Криклий от “Укрзализныци” добровольно не откажется: чемодан это тяжелый, может, и без ручки, зато набит золотыми слитками...