В августе 2020 года Топал попытался передать имущественные права на торговые марки "Т-Рент". 10 декабря бенефициаром "Т-Рент" становится теща Григория Топала — Наталья Новикова.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
Подписаться
Совладелец компании "Цитрус" Григорий Топал после угроз, преследований и серии поджогов имущества бывших сотрудников приступил к реализации финальной стадии рейдерской атаки. Топал решил отжать не только сеть магазинов, но и сам бренд и аффилированные торговые марки.
Правоохранители закрывают глаза на беззаконие, хотя обвинения в адрес Топала звучат публично. Отсутствие должной реакции на беззаконие — покровители Топала в высоких кабинетах Одесской облпрокуратуры и в Офисе Генерального прокурора. Безнаказанность породила у Топала ощущение вседозволенности и, будучи уверенным, что никаких правовых последствий за свои преступления для него не наступит, он бросил вызов украинской Фемиде.
2 февраля 2021 года компания "ЗТ-Инвест" подала в Хозяйственный суд города Киева иск против Государственного предприятия "Украинский институт интеллектуальной собственности" (Укрпатент). Как сказали бы в Одессе, "самый цимес" здесь заключается в том, что Григорий Топал (один из совладельцев "ЗТ-Инвест") хочет таким образом узаконить свой рейдерский захват "Цитруса".
Основанием для подачи иска стал отказ Укрпатента перерегистрировать имущественные права на торговые марки на компанию "Т-Рент". Поэтому Топал попросил обеспечить защиту прав интеллектуальной собственности на десяток торговых марок: "Цитрус", "CITRUS", "L.A.P.T.I.", "eton", "Цитрус Сервис", "Цитрус Прокат", "Цитрус Академия", "like.bike", "Airmusic".
Бренд "Цитрус": на кону $65 млн
Впрочем, обо всем по порядку. 22 июля 2020 года Топал основал компанию "Т-Рент". По данным сервиса Opendata основным видом деятельности компании является лизинг интеллектуальной собственности и подобных продуктов, кроме произведений, защищенных авторскими правами. Регистрация такой компании лишь подтверждает тот факт, что Топал заранее активно готовился к рейдерскому захвату Цитруса.
О том, как начиналась сама рейдерская атака, Delo.ua подробно писало летом прошлого года.
В августе 2020 года Топал попытался передать имущественные права на торговые марки "Т-Рент". Для этого подписывается соответствующий договор между "ЗТ-Инвест" и "Т-Рент" предметом которого являются имущественные права на торговые марки: "Цитрус", "Цитрус. Гаджеты и аксессуары", "Цитрус прокат", "Цитрус сервис", "ц mini", "ц мини", "ц драйв", ряд других. 10 декабря бенефициаром "Т-Рент" становится теща Григория Топала — Наталья Новикова.
По закону зафиксировать передачу имущественных прав на торговые марки должен Укрпатент, и лишь после этого сведения могут быть внесены в специальный реестр. Но в Укрпатенте отказали в передаче прав, сочтя пакет документов таким, который не соответствует требованиям законодательства. Поэтому у Топала оставался один путь — подать на Укрпатент в суд. Хозяйственный суд принял к рассмотрению иск "ЗТ-Инвест" и вынес определение обеспечить иск, запретив Укрпатенту до вступления в силу окончательного решения по делу вносить изменения в Реестр свидетельств Украины на эти торговые марки. Первое заседание по делу должно состояться 1 марта и мы будем внимательно следить за судебными разбирательствами.
Именно суд решит — законно ли была осуществлена передача прав на торговые марки, ведь согласно базе данных Дмитрий Зинченко все еще является учредителем "ЗТ-Инвест", а значит в договоре должна была стоять и его подпись.
Попытка Топала "отжать" права на бренд "Цитрус" и другие торговые марки, по сути, является финальной стадией одного из наиболее резонансных рейдерских захватов в Украине. Чтобы разобраться в этом — необходимо совершить небольшой экскурс в историю.
Как все начиналось
Итак, всем известно, что компания "Цитрус" занимается продажей гаджетов и аксессуаров — это целая сеть магазинов, салонов, сервисных центров и пунктов проката. А начиналось все в Одессе в 2000 году, когда двое предпринимателей Дмитрий Зинченко и Григорий Топал учредили ТОВ "ЗТ-Инвест". Доли в компании распределились поровну — по 50% каждому.
Данные: Youcontrol
Полномочия между учредителями распределились следующим образом: будучи главным исполнительным директором компании Дмитрий Зинченко развивал сеть и управлял бизнес-процессами, а Григорий Топал занимался административными делами, финансовыми вопросами, безопасностью и коммуникацией с органами власти. Компания вела достаточно агрессивную политику на рынке и через некоторое время выбилась в лидеры. Обратим внимание на тот факт, что изначально брендом "Цитрус" единолично владел Дмитрий Зинченко.
Спустя 15 лет, в 2019 году бренд "Цитрус" оценивали уже в 65 млн долларов. Важно подчеркнуть, что Зинченко и Топал владели "ЗТ-Инвест" в равных долях, а значит и самим брендом владели поровну — по 50%. Начиная рейдерскую атаку, Топал имел четкую цель — завладеть не только всей собственностью, но и заполучить самое ценное — бренд "Цитрус" и ещё десятки торговых марок ("E-Ton", "Like.Bike" , "Цитрус Сервис", "Air music", другие). А это десятки миллионов долларов.
Чтоб провернуть эту аферу, Топал поручает своей подчиненной Светлане Савченко (номинальный руководитель "ЗТ-Инвест") продать эти торговые марки компании "Т-Рент", которой он владеет уже на 100%. Савченко не имела права заключить такую сделку, так как ее полномочия ограничены Уставом. Она могла заключать сделки лишь на суммы, не превышающие 1,6 млн грн. Но главное состоит в том, что передача имущественных прав не могла пройти без подписи Дмитрия Зинченко. Ведь ему принадлежат 50% прав на бренд и торговые марки.
Зинченко, узнав, что Топал без его согласия распоряжается брендом и торговыми марками, написал по этому поводу соответствующую жалобу в Укрпатент. Укрпатент, в свою очередь, отказал Топалу в регистрации, ну а тому не оставалось ничего иного, как подать на госорган в суд.
Ловкость рук и никакого мошенничества?
Большое рейдерство началось с банального мошенничества Топала и его подчиненных. Первым о противоправных действиях Топала сообщил Дмитрий Зинченко.
"Еще 24 июня они переоформили на своего человека важную для нашей группы компанию "Плейсмент инвест", которая полностью принадлежала моему 74-летнему отцу. Юристы положили в стопку доверенностей, которые он постоянно подписывает, акт приема-передачи. Папа им доверял, потому что они давно сотрудничали, и поставил, не глядя, подписи на всех документах. Он даже не подозревал, что может быть подвох. Но таким нехитрым образом компания перешла доверенному лицу Топала. Ему продали корпоративные права за 1 тысячу гривен. Я об этом узнал случайно, когда взялся разбираться с бумагами", — рассказал он в комментарии изданию "Comments.ua.".
Слова Зинченко подтверждаются данными "Opendatabot": 25 июня 2020 года конечным бенефициаром ТОВ "ПЛЕЙСМЕНТ ІНВЕСТ" вместо Александра Зинченко (отец Дмитрия Зинченко) становится Ирина Клещенкова. Сама же компания стала принадлежать АО "Закрытый недиверсифицированный венчурный корпоративный инвестиционный фонд "СТЮАРТ", собственником которого является Григорий Топал.
По факту совершенных Григорием Топалом мошеннических действий Дмитрий Зинченко обратился в правоохранительные органы, однако те заявления хоть и приняли, к расследованию так и не приступили.
Не понесший за мошенничество никакого наказания Топал перешел к дальнейшим действиям. Он фабрикует против Зинченко уголовное дело.
"Мой бывший партнер, с которым мы 20 лет строили бизнес, осуществил попытку мошенническим путем завладеть принадлежащими моей семье корпоративными правами, а также сфабриковать абсурдное уголовное дело в отношении меня", -писал об этом Дмитрий Зинченко июле 2020 года на своей странице в соцсети.
Сразу после этого Зинченко заблокировали телефоны, рабочую электронную почту, а также незаконно сместили с должности CEO компании "Цитрус". По указанию Топала, всем сотрудникам компании запретили общаться с Зинченко. Сам Зинченко пытался пройти на свое рабочее место, но путь ему преградили сотрудники охраны, которые подчиняются Топалу. Это зафиксировано на видео.
Такие факты должны были бы оказаться в центре внимания сотрудников правоохранительных органов, стать предметом самого тщательного расследования, однако этого не произошло. Вероятнее всего, отсутствие реакции со стороны правоохранителей обусловлено высокими связями Топала в прокурорских кругах в Одесской области и в Офисе Генпрокурора. Именно это позволяет Топалу уходить от ответственности за совершенные им и по его указанию правонарушения и до сих пор оставаться безнаказанным.
До сегодняшнего дня никаких юридических последствий за свои незаконные действия для Григория Топала не наступило. Можно утверждать одно — отсутствие реакции со стороны правоохранительных органов развязало руки Топалу. И он перешел от экономических преступлений к криминальным.
Топала подозревают в организации серии поджогов
Речь идет о серии поджогов имущества — автомобилей и жилого помещения бывших сотрудников "Цитруса", которые в свое время поддержали Зинченко, не желая быть причастными к рейдерству.
Одесские и всеукраинские СМИ писали о поджоге в Одессе автомобиля, принадлежащего Валентине П.
Сразу после рейдерской атаки Григория Топала на компанию, Валентина, которая занимала должность ассистента Дмитрия Зинченко уволилась, таким образом поддержав своего непосредственного руководителя. В итоге, в конце декабря 2020 года, ей сожгли автомобиль.
Сама Валентина подозревает, что это было сделано по указанию Григория Топала. Нацполиция открыла уголовное производство, квалифицировав произошедшее как поджог. Впрочем, даже спустя полтора месяца виновные так и не были найдены. Скорее всего, дело, как и в случае с заявлением Зинченко о рейдерском захвате, будут намеренно затягивать, а потом и вовсе спустят на "тормозах" — недаром же он обзавелся связями в органах правопорядка.
Наверняка не будут расследованы и другие поджоги, которые, вероятней всего, также произошли по приказу Топала. Юристу "Цитруса", которая отказалась участвовать в рейдерском захвате компании, пытались сжечь дом, но, по всей видимости, просчитались и поджигали жилые помещения, размещенные по соседству. Позже ей также попытались сжечь автомобиль.
Эта информация была опубликована на специально созданной странице "Антирейдер" в сети "Facebook". Топала назвали прямым заказчиком поджогов, было заведено уголовное дело, но оно за месяц также не продвинулось.
"Из-за его высокопоставленных связей в генпрокуратуре правоохранительные органы просто бездействуют! Мы требуем от Генпрокурора и Министра внутренних дел взять ситуацию под контроль и немедленно остановить беспредел со стороны Топала!" — написали активисты.
Так проходила горячая, в прямом и в переносном смысле этого слова, стадия рейдерского захвата "Цитруса". Безусловно, откровенно криминальные деяния Топала можно было бы предотвратить, если бы правоохранители начали заниматься рейдерской атакой изначально. Но их безразличие, а, скорее всего, финансовая мотивация, привели к эскалации конфликта. Не надо быть следователем, чтобы понять, что поджоги — это реализация тех угроз, которые ранее поступали от Топала в адрес сотрудников, отказавшихся участвовать в рейдерстве.
Вместо эпилога
Принимая во внимание все вышеперечисленное, можно сделать лишь один вывод: государство окончательно утратило свою монополию на применение силы. Сама же позиция правоохранительных органов о том, что "право на применение силы имеет только государство", является лишь декларацией, которая не требует от них никаких действий.
Отсутствие жесткой позиции власти по отношению к рейдерам привело к тому, что в 2020 году количество случаев рейдерства возросло на 20%, по сравнению с 2019 годом. Сложилась ситуация, когда рейдер может безнаказанно присваивать себе имущество, наносить материальный ущерб, поджигать имущество, угрожать жизни и здоровью, а его жертва не может даже рассчитывать на защиту своих прав! Беспокойство вызывает другое: неужели правоохранители не понимают, что их "равнодушие" может стоить жизни некоторым людям? Сегодня в компании "Цитрус" работает около 2000 сотрудников. Кто даст гарантию, что их здоровью и жизням ничего не будет угрожать, если они также откажутся выполнять незаконные указания Топала? Или стражи порядка ожидают самого страшного — когда кто-то лишится жизни, оказавшись на пути зарвавшегося рейдера? Неужели это действительно должно произойти, чтобы в Нацполиции, в областной Одесской прокуратуре и в Офисе Генерального прокурора обратили внимание на творящееся беззаконие?
Дмитрий Филипенко, специально для Delo.ua