Об этом пишет КП.Юа. Публикуем материал без комментариев и ремарок. Редакция не несет ответственности и не проверяет данные, предоставленные и опубликованы сторонними информационными ресурсами.

Вторжение России в Украину в феврале 2022 года нельзя назвать началом войны, ведь на самом деле российско-украинская война началась в 2014 году с оккупации отдельных регионов Донецкой и Луганской областей и Крыма. Вот почему вторжение России 24 февраля является началом широкомасштабной войны.

Многие украинские политики, олигархи и бизнес-структуры после февраля 2022 года «переобулись»: сменили риторику с «необходимо вести переговоры» на «победить агрессора на поле боя». Публичное пространство все запоминает и фиксирует. Одним из примеров того, кто зарабатывал с Россией миллиарды, а теперь делает все для того, чтобы это забыли, является группа компаний Интерпайп, принадлежащих Виктору Пинчуку.

В 2005 году между министерством экономического развития Российской Федерации и министерством экономики Украины было заключено межправительственное соглашение " О регулировании поставок некоторых видов стальных труб, происходящих из Украины, на таможенную территорию Российской Федерации ". По этому соглашению продукция предприятий Интерпайп освобождалась от дополнительной ввозной пошлины.

В списке заводов, которым предоставили зеленый свет, были ООО "ИНТЕРПАЙП НИКО ТЬЮБ", ОАО "ИНТЕРПАЙП НОВОМОСКОВСКИЙ ТРУБНЫЙ ЗАВОД" и ОАО "ИНТЕРПАЙП НИЖНЕДНЕПРОВСКИЙ ТРУБОПРОКАТНЫЙ ЗАВОД". То есть снабжение труб производства Интерпайп россиянам защищалось прямым международным договором между Украиной и Россией.

Популярные статьи сейчас
Устроиться на работу после повестки от ТЦК: что нужно знать Украинцам доплатят 20% к пенсии: кто в списках на повышение Кредитки становятся бесполезным пластиком: ПриватБанк лишает клиентов важной услуги Порошенко в Штатах вредит Украине: раздражает республиканцев напоминанием, как «сливал» Трампа в пользу Хиллари Клинтон, - эксперт
Показать еще

История пересечения таможенной границы

Информация о пересечении товарами границ в основном открыта. Множество баз данных позволяют посмотреть, кто, сколько и куда поставлял продукции. Между Украиной и Россией ведется такая база на основе данных таможенных служб. По запросу «Интерпайп» можно увидеть, как Интерпайп во время войны с 2014 года торговал с Россией и усиливал ее экономику поставкой продукции и платя сотни миллионов долларов в российский бюджет.

В 2016 году в The Wall Street Journal выходит статья владельца Интерпайпа под названием «Украине следует пойти на болезненные компромиссы ради мира с Россией» (Ukraine Must Make Painful Compromises for Peace With Russia) о том, что Украине следует уступить оккупированные территории ради мира в России .

Интересно, что в день выхода этой статьи по таможенным базам данных украинско-российскую границу пересекли 12 фур, загруженных трубами Интерпайпа (225 тонн) для ООО «Лесстройторг». И этот день не был особенным. И так было чуть ли не каждый день. К примеру, в другой день в Россию Интерпайп отправил 50 фур на 970 тонн. Получателем груза было российское подразделение Интерпайпа – ООО «Интерпайп-М», которое до сих пор не ликвидировано в России.

Этот факт дает красноречивое представление о том, каких целей бенефициар Интерпайпа хотел достичь своей статьей. Скорее всего, по словам о компромиссах с Россией, стояло желание сохранить бизнес в этой стране.

Следует обратить внимание на задекларированную таможенную стоимость товара, который Интерпайп вез из Украины в Россию. По декларации №110120001/413677 следовали «трубы стальные бесшовные холоднотянутые особо высокой точности». Стоимость (TOTAL INVOICE VALUE (USD) за 20,5 тонн составляет 657 долларов США. Это – 32 доллара США за 1 тонну. Такой цены на рынке нет. Цена одной тонны стали составляет от 700 долларов США за 1 тонну. То есть вместо того, чтобы украинские компании получили прибыль и заплатили налоги в государственный бюджет, таможенная стоимость товара была занижена на 95%.

Не менее интересна ситуация и с колесными парами для железной дороги. Возьмем одну из поставок, когда через украинско-российскую границу прошли 7 фур с грузом в 130 тонн колесных пар (таможенная декларация № 110120001/413742). Задекларированная стоимость товара составила (внимание) 2599,47 долларов США. Это – 371 доллар США за 20-тонную фуру колесных пар. Рыночная стоимость одной пары весом 1,15 т составляет около 2000 долларов США. Рыночная стоимость фуры колесных пар составляет около 35 000 долларов США. А Интерпайп декларирует 371 доллар. Это – занижение стоимости почти в сто раз. То есть, это деньги, которые недополучила компания Интерпайп в Украине, а потом уже через свою российскую компанию Интерпайп-М, зарегистрированную в элитном Moscow City, реализовала товар по рыночной стоимости в России. И деньги остались у России.

На этом примере показательна бизнес-схема Интерпайпа по поставке товаров в Россию: 1/10 стоимости остается в Украине, 9/10 – в России.

Особенно циничным и символичным является тот факт, что в день, когда украинско-российскую границу пересекали фуры с товарами Интерпайпа для России (30 сентября 2016 года), министр иностранных дел РФ Сергей Лавров отказался извиниться за уничтожение "Боинга".

После выхода статьи в WSJ о необходимости компромиссов с Путиным дела Интерпайпа в России идут вверх. Выручка российского подразделения Интерпайп начинает увеличиваться. Из 4,9 миллиарда рублей в 2015 году растет до 6,9 миллиарда в 2016-м и достигает пика в 10 миллиардов рублей в 2017 году. И это неудивительно. Ведь схема выглядит просто: украинские заводы Интерпайпа продают за копейки продукцию своей российской компании, а та уже занимается реализацией на российском рынке и генерирует выручку.

И так – все годы на протяжении российско-украинской войны. Все эти данные доступны в таблицах и в открытом доступе. У них – десятки российских партнеров Интерпайпа.

Неудивительно, что по расследованию «Схем» в 2019 году Интерпайп экспортировал в Россию труб и колес на 1 млрд гривен. Только представим реальную рыночную стоимость этих товаров и сколько Украина и украинский бюджет не получили средств.
Скрин-7 «Схемы»

И к главному. Как видно из данных украинской и российской таможни, Интерпайп реализовывал свою продукцию в Россию двумя путями: на прямую российским компаниям по рыночным ценам или по заниженным ценам на свою российскую дочь Интерпайп-М, которая осуществляла дальнейшую продажу российским клиентам.

Только с 2016 по 2019 годы Интерпайп поставил в Россию по задекларированной таможенной стоимости колес на 119,5 миллиона долларов США, а труб – на 75,3 миллиона долларов США. Как мы увидели, в некоторых случаях задекларированная таможенная стоимость была ниже рыночной на 95%.

Из открытых данных rusprofile видим, что выручка на российском рынке только Интерпайп-М (без учета выручки украинских подразделений Интерпайпа, которые на прямую через таможенную границу отправляли товары другим российским предприятиям) за годы войны составила:

  • 2015 год – 80 миллионов долларов США (4,9 млрд руб.)
  • 2016 год – 103 миллиона долларов США (6,9 млрд руб)
  • 2017 год – 172 миллиона долларов США (10 млрд руб)
  • 2018 год – 147 миллионов долларов США (9,2 млрд руб.)

Только за четыре года это полмиллиарда долларов США.

Затем выручка начала сокращаться и за четыре последующих года составила «всего» 887 миллионов рублей. Но стоит обратить внимание, что даже после начала широкомасштабной войны Интерпайп продолжил продавать товары в Россию, платить налоги в российский бюджет и удерживать в России свой офис, несмотря на заявления о прекращении такой деятельности. За 2022 год ООО "Интерпайп-М" предоставило финансовую отчетность. В 2022 году уже после вторжения России в Украину выручка компании "Интерпайп-М" от продажи товаров на территории РФ составила 131,66 млн рублей. За 2022 год Интерпайп получил в России почти 72 миллиона рублей чистой прибыли. По результатам 2022 года Интерпайп уплатил в бюджет Российской Федерации почти 36 миллионов рублей налога на прибыль.

СМИ даже публиковали выписки движения средств на счетах "Интерпайп" в России, в которой четко усматривалось содержание офиса и сотрудников в Москве.

Является ли уменьшение объема выручки Интерпайпа в России признаком прекращения деятельности в стране-агрессоре? Нет. Дело в том, что 7 ноября 2022 года «Интерпайп-М» подал иск в суд на другую компанию группы компаний Пинчука – Interpipe М.Е FZE (ОАЭ), которая одно время засветилась в поставках санкционных товаров в Иран. То есть фактически «левая рука» (в России) подает в суд на «правую руку» (в ОАЭ) и пытается через суд взыскать 2 957 434 042 (почти 3 миллиарда) рублей. Что на момент подачи иска составляет около 50 миллионов долларов США. "Интерпайп" за подачу иска одной своей компании на другую уплатил судебный сбор в российский бюджет в размере 200 тысяч рублей.

Дело рассматривается судом и следующее заседание назначено на 22 февраля 2024 года .

Таким образом, формально сократив выручку у России, Интерпайп все равно пытается завести туда средства в размере 50 миллионов долларов США. Таким образом, Интерпайпу нужны деньги в России. Зачем?

Все это происходит на фоне заявлений Интерпайпа о том, что Запад должен усилить поддержку Украины в противостоянии российской вооруженной агрессии. Только непонятно, почему Интерпайпу так хочется завести 50 миллионов долларов США именно в Россию, а не в Украину?

И здесь стоит упомянуть, что раньше Интерпайп чувствовал себя в России настолько комфортно, что под его заводы в прямом смысле выписывали межправительственные соглашения для снятия дополнительных пошлин. И здесь вопрос. А разве чувствовал себя комфортно только раньше?

Любопытно, а любой украинский производитель мог получить гарантии поставки своей продукции в Россию на уровне межправительственного соглашения 2005 года? Министром экономики России в тот момент был Герман Греф. Сегодня Греф возглавляет Сбербанк России и входит в круг лиц, ответственных за бесперебойные торговые отношения России с другими странами, и обеспечивает налаживание схем и финансовых трасс для уменьшения негативных последствий санкций.

В 2016 году бенефициар Интерпайпа в The Wall Street Journal говорил о необходимости территориальных уступок России. В 2023 году в Politico уже говорит о необходимости отстаивания территориальной целостности Украины. В Интерпайпе меняется риторика. Неизменным остается одно: Интерпайп до сих пор имеет в России бизнес (Интерпайп-М) и по-прежнему пытается заводить туда миллионы долларов.

Из базы данных таможен можно установить, что украинские предприятия Интерпайп во время войны отгружали свою продукцию не менее 58 российским компаниям. Это только те компании, которым груз отправлялся на прямую из Украины в Россию. Не стоит забывать, что это только часть товарооборота. Другая часть шла на российскую дочь Интерпайп-М, которая дальше уже перепродавала трубы, колесные пары и другие товары на российском рынке. Все эти компании, которым предприятия Интерпайпа продавали продукцию, платили и платят налоги в российский бюджет, чем финансировалась и продолжает финансироваться война против Украины.

Список партнеров Интерпайпа в России за время российско-украинской войны выглядит так:

  1. ''АО ''''АГРОСНАБ''''''
  2. ''АО ''''''''''''''''
  3. ''АО ''''ЗМК''''''
  4. ''АО ''''Рославльский ВРЗ''''''
  5. ''Вагонное ремонтное депо Батайск - обособленное структурное подразделение акционерного общества ''''Вагонная ремонтная компания - 1''''''
  6. ''Вагонное ремонтное депо ''''Брянск-Льговский'''' обособленное структурное подразделение акционерного общества ''''Вагонная ремонтная компания - 1''''''
  7. ''Вагонное ремонтное депо ''''Горький-Сортировочный'''' обособленное структурное подразделение акционерного общества ''''Вагонная ремонтная компания - 1''''''
  8. ОАО ''Коломенский завод''
  9. ''ОАО ''''Магнитогорский Металлургический Комбинат''''''
  10. НДС «Осколснаб».
  11. ВКМ Кулой
  12. ВЧДр Волховстрой
  13. ВЧДр Гороблогодатская АО ВРК-3
  14. ЗАО ЖЕЛЕЗНОГОРСКИЙ ВАГОНОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД РФ 307170 Г ЖЕЛЕЗНОГОРСК КУРСКАЯ ОБЛ ПРОМПЛОЩАДКА 2
  15. ''ЗАО ЦПТК ''''ЧМС''''''
  16. ЗАО ЦПТК "ЧСМ"
  17. СУБСТАНЦИЯ «ЛЕСССТРОЙТОРГ»
  18. ''''''Муромский завод ТрансПутьМаш'''' ООО''
  19. ''ОАО ''''БЭНЗ''''''
  20. ОАО ''Людиновский тепловозостроительный завод''
  21. ООО «АЛНАС»
  22. "ООО" БСК
  23. ''ООО ''''ВКМ'''' Котел''
  24. ООО ВКМ-СЕРВИС 431444 РФ РМ РУЗАЕВСКИЙ РАЙОН Г РУЗАЕВКА УЛИЦА Л. ТОЛСТОГО Д 7
  25. ООО ВЛВРЗ РФ 182113 ПСКОВСКАЯ ОБЛ Г ВЕЛИКИЕ ЛУКИ ПР КТ ОКТЯБРЬСКИЙ Д 117
  26. ООО «ВРП «Новотранс»»
  27. ''ООО ''''Елецкая Внешнеторговая Компания''''''
  28. ''ООО ''''Каширский вагоноремонтный завод ''''Новотранс''''''
  29. ''ООО ''''ЛЕМАЗ''''''
  30. ООО ''ЛОГИСТИКА 61''
  31. ''ООО ''''Лысьванефтемаш''''''
  32. ''ООО ПК ''''Промтьюб''''''
  33. ООО ПРОМРЕСУРС 346400 Г НОВОЧЕРКАССК УЛ ТРАМВАЙНАЯ ДОМ 57А
  34. ООО ТЕХТРАНС РФ 618909 ПЕРМСКИЙ КРАЙ Г ЛЫСЬВА УЛ РЕПИНА 2
  35. ООО УК ДИРЕКТ ХОЛЛ 454036 РФ Г ЧЕЛЯБИНСК УЛ МАТРOСOВА (МАИССКИЙ) Д 1 Б ПOМЕЩ 3
  36. ООО ЮНИТЕК 614047 ПЕРМСКИЙ КРАЙ Г ПЕРМЬ УЛ СОЛИКАМСКАЯ 317 ОФИС 1
  37. ООО''ИНТЕРПАЙП-М''
  38. ПАО 'Магнитогорский металлургический комбинат'
  39. РВД Лиски
  40. ТОВ ''АЛАРИВ ГРУПП''
  41. ТОВ ''БАЗИС логистик''
  42. ''ТОВ ''''ВАГОННО-КОЛЕСНАЯ МАСТЕРСКАЯ''''''
  43. ''ООО ''''Индустриальный парк ''''НПП''''''
  44. ТОВ "СК "Торос"
  45. ООО ''Уралгазсервис''
  46. ''Центр закупок (ЦЗ) ПАО ''''КАМАЗ''''''
  47. АО ''АРХАНГЕЛЬСКИЙ ТРАЛОВЫЙ ФЛОТ''
  48. АО «ГАМА ГЮЧ СИСТЕМЛЕРИ МЮХЕНДИСЛИК ВЕ ТААХХЮТ АНОНИМ ШИРКЕТИ»
  49. ЗАО ''Интернешнл Пейпер''
  50. ЗАО СТРОЙРЕСУРС
  51. КАСПИЙСКАЯ ЭНЕРГИЯ ПРОЕКТЫ ООО
  52. ООО ''БЕНТЕЛЕР ДИСТРИБЬЮШН РАША''
  53. ООО "Вира"
  54. ООО ''МИРАТОРГ ЗАПАД''
  55. ООО ''ШТАУФФ''
  56. ПАО ''ВЫБОРГСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД''
  57. ПАО ''СЕВЕРСТАЛЬ''
  58. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО КОМПАНИИ ''ШЛЮМБЕРЖЕ ЛОДЖЕЛКО ИНК.''