Сталинские времена вошли в историю, как период абсурда и репрессий. Одним из эпизодов происходившего тогда кошмара стали репрессии против многих выдающихся ученых. «Народный академик» Трофим Лысенко, чьи исследования спустя несколько десятков лет будут признаны абсолютно несостоятельными, организовал аресты Николая Вавилова, Соломона Левита, Израиля Агола и многих других выдающихся генетиков и биологов.

Был среди них и украинский ученый-помолог Владимир Симиренко, пополнивший список жертв сталинских репрессий. Портал Знай.ua рассказывает о жизни и работе выдающегося селекционера.

Сахарные короли и садоводы

Владимир Симиренко происходил из известного украинского рода. Его предок Степан Симиренко, живший в XVIII веке, согласно имеющимся данным, был казаком и чумаком. Сын Степана Федор женился на дочери известного предпринимателя Михаила Яхненко и вместе с тестем построил на берегу реки Вильшанки на Черкащине несколько мельниц, став одним из первых в Украине крупных сахарозаводчиков.


Лев Симиренко с детьми

Сыновья Федора Платон и Василь учились в Париже, а, получив образование, продолжили дело отца. Кроме производства сахара, Платон интересовался садоводством и селекцией. Интерес к помологии (разделу ботаники о фруктах) передался и его сыну Льву.

Лев Платонович был участником движения народников, за что в 1879 году при императоре Александре II был выслан в Восточную Сибирь, где продолжил заниматься садоводством. Именно благодаря его работе многие жители Сибири выращивают некоторые морозостойкие овощи. Вернувшись в родной Млиев на Черкащину, Лев Симиренко создал уникальный коллекционный сад и школу садоводов, где учился и его сын Владимир. Кстати, именно Лев Платонович вывел знаментиый сорт зеленых яблок, известный как Ренет Симиренко.

С приходом советской власти, частный сад Симиренко был национализирован, а на его базе появилась Млиевская исследовательская станция садоводства, названная в его честь. Первым директором станции и стал Владимир Львович.

Сам Лев Симиренко погиб при невыясненных обстоятельствах 6 января 1920 года. За год до этого умерли его братья Николай и Алексей. Многие исследователи жизненного пути Симиренко склонны считать, что к их смерти приложили руку чекисты.

Институт садоводства

Еще до революции 1917 года Владимир Симиренко работал в Министерстве земельных дел, руководил секцией садоводства. Поэтому после национализации имения и сада отца, именно Владимиру, как опытному человеку, предложили возглавить исследовательскую станцию, а вскоре и Всесоюзный научно-исследовательский институт садоводства.

Владимир Львович разработал систему разделения института на станции и полномасштабный план развития отрасли по всему Советскому Союзу. 14 июля 1930 года на собрании Президиума Академии сельскохозяйственных наук под руководством Николая Вавилова, этот план был одобрен.

Популярные статьи сейчас
Жизнь станет слаще без сахара: в Украине супермаркеты обновили цены на соль, майонез и кетчуп Подорожание почти на 40%: украинцев ожидает "сюрприз" в платежках Днепровская девушка-хатико вернулась, но теперь она нападает на людей Два тарифа на воду: новые цены установили для жителей многоэтажек и частного сектора
Показать еще

Лысенковщина

Но, увы, этим грандиозным планам не суждено было сбыться. В 1931 году развернулась борьба между двумя школами садоводства. «Южную» школу представлял Владимир Симиренко, а «северную» - престарелый Иван Мичурин и его последователи, которые создали в городе Козлов Тамбовской области Институт северного садоводства на базе мичуринского рассадника.

Владимир Симиренко


В любом нормальном государстве спор двух научных школ остался бы на уровне дискуссий и публикаций, но не в сталинском СССР. Заручившись поддержкой Кремля, «северные» садоводы развернули полноценную кампанию репрессий против «южных» конкурентов.

Роль самого Ивана Мичурина в этих событиях до конца не ясна. По одной из версий, он никогда участвовал в травле оппонентов и не писал доносов. А по другой – делал это очень активно, несмотря на почтенный возраст. В любом случае, его идеи о изменении генетических свойств растений Симиренко не поддержал.

Основной конфликт шел вокруг возможности наследования гибридными растениями нужных сельскому хозяйству признаков на основе их «воспитания» в определенном ключе. Мичуринцы считали, что таким образом можно коренным образом изменить гибриды. Симиренко считал это чушью.

«Я с мичуринским методом не согласен, не признают его и многие другие ученые. Иван Владимирович считает, что можно, использовав скрещивания, получить гибриды и можно с помощью воспитания (метода ментора) изменить генетические свойства гибридов. Я в это не верю и считаю, что это не метод, и такой точки зрения придерживается большинство ученых как в нашей стране, так и за ее пределами», - заявил Владимир Львович на совещании садоводов в Москве.

Вполне возможно, что именно это выступление и стало для него роковым. Что-то чувствовал и сам садовод. По свидетельствам его дочери Татьяны, весь 1932 год он ожидал ареста. Он пишет письмо Николаю Вавилову, в котором ищет поддержки. Кстати, в тексте письма он обвиняет в антинаучной деятельности не самого Мичурина, а только его последователей, подчеркивая, что они просто прикрываются именем известного ученого.

Вавилов обещает Симиренко поддержку, но над ним самим уже постепенно сгущаются тучи. Ведь спустя год академик Трофим Лысенко, чьи идеи были крайне далеки от науки, начнет наступление на «фашистскую» генетику, и сам Вавилов окажется впоследствии репрессирован.

Арест и расстрел

Первый раз Владимира Симиренко арестовали в ночь с 7 на 8 января 1933 года. Он обвинялся в контрреволюционной деятельности, за что тогда давали десять лет лагерей. По всей видимости, учитывая огромный опыт ученого, его решили не отправлять в лагерь. Симиренко отбывал заключение в Херсонськой исправительно-трудовой колонии №29, где заведовал местным огородом.

В 1937 году Владимира Львовича освобождают из колонии с формулировкой «за честный труд и высокие показатели деятельности». Первым делом Симиренко едет в Москву к Вавилову, но на вокзале его опять арестовывают и привозят на Лубянку. Кто инициировал повторный арест сказать сложно, но скорее всего это были его старые конкуренты-мичурницы.


Мемориальная доска в Киеве

Почти год Симиренко провел в камере на Лубянке, но в итоге был сослан в город Обоянь, что недалеко от Курска. В Обояни ученый продолжал заниматься садоводством до 30 марта 1938 года. Видимо, кому-то очень не нравилось, что Симиренко живет пусть и в ссылке, но на свободе.

2 сентября 1938 года Владимира Симиренко приговорили к расстрелу, который был приведен в исполнение в ночь с 17 на 18 сентября того же года.

Память

Симиренко был реабилитирован во время «оттепели» в 1957 году. Естественно, ученый не был ни шпионом, ни контрреволюционером, ни заговорщиком. Просто он осмелился предложить альтернативные пути развития садоводства, которые шли в разрез с мнением властей и лично Сталина.

Наследие Владимира Львовича – это не только его фундаментальные работы в области помологии, но и не одна сотня новых гибридов фруктовых деревьев и ягод.