В июне, во время своей предвыборной кампании, тогда еще кандидат в президенты Владимир Зеленский обещал всячески способствовать интересам бизнеса и защищать их от действий силовиков, передает Народная правда.

Однако на деле все оказалось не совсем так, как обещал президент – сразу несколько крупных компаний оказались в эпицентре скандалов, вынесенных в публичную плоскость именно Зеленским.

Откуда шум и есть ли способ не отпугнуть инвесторов? Показательные жертвы

Последние действия СБУ в отношении одного из бюджетообразующих предприятий родного города Зеленского – ArcelorMittal Кривой Рог – дезориентировали международных инвесторов и украинский бизнес из смежных отраслей более чем на неделю. 17 июля стало известно, что СБУ возбудила уголовное дело против должностных лиц комбината по статье 441 Уголовного кодекса Украины – «экоцид», предполагающей лишение свободы на срок от 8 до 15 лет. СБУ более 14 часов проводила обыск и следственные действия на территории предприятия 20-21 июля.

«Следствием таких действий стала заморозка инвестиционного проекта стоимостью $150 млн», — сообщила в Facebook пресс-секретарь предприятия Анна Гатилова. «Проект заморожен. Работники ArcelorMittal и подрядных организаций не смогут выполнять дальнейшую работу на этом объекте», – написала она.

Популярные статьи сейчас
Долги аннулируют: украинцам дали новый шанс в трудные времена ПриватБанк без разбора блокирует платежи украинцев: покупки превратились в "лотерею" Осталась неделя: украинцы рискуют пропустить важную процедуру Фруктов не наедимся: какой дефицит ждет Украину
Показать еще

Странности в действиях СБУ, которой сейчас фактически руководит соратник Зеленского Иван Баканов, вызвали ряд вопросов у другого его ставленника – секретаря СНБО Александра Данилюка. Данилюк назвал обыски на предприятии ArcelorMittal Кривой Рог «тревожным вызовом» и пообещал разобраться в ситуации.

23 июля 2019 года Баканов заявил, что имеет место небрежное отношение к своей работе менеджмента компании при освоении инвестиций.

«Судя по всему, господин Баканов имеет ввиду, что освоение средств, которые поступали на предприятие именно для обеспечения соблюдения экологических норм, было с нарушениями и возможными хищениями», – отмечает юрист, младший партнер компании Juscutum Владимир Рудниченко.

Пока решения по этому инциденту нет. Есть только обвинения в нарушении экологической ситуации, которые 26 июля опровергнуты протоколом обыска СБУ. В протоколе указано, что радиационный фон на предприятии не превышал норму.

ArcelorMittal – не единственный крупный бизнес, который пытался «разнести» Зеленский в первые месяцы своего президентства. В немилости новоизбранного главы государства оказалось также крупнейшее в Европе предприятие по производству мяса птицы – МХП. Сначала Зеленский во всеуслышание заявил, что такая компания не нуждается в государственной поддержке, затем предложил правоохранительным и антикоррупционным органам сравнить суммы бюджетных дотаций, полученных МХП, с объемом выплаченных акционерам дивидендов.

Пока силовики в МХП не приходили – видимо, им хватало работы на ArcelorMittal. Однако уже сейчас экономисты и политологи склоняются к мысли о том, что подобные действия новой власти вряд ли станут бонусом к предоставленному Зеленскому украинцами кредиту доверия на выборах.

«Государственная поддержка отрасли животноводства была и является необходимым инструментом для стимулирования производства продукции. Ведь животноводство – более затратно, чем растениеводство», – говорит Сергей Карпенко, возглавляющий Ассоциацию птицеводов Украины.

Но стоит ли проверять основания и систему распределения дотаций, утвержденную правительством ранее? «Проверять основания для выплат дотаций МХП — дело бесперспективное. Даже если проверка состоится, мы увидим, что деньги были выплачены на основании объективных показателей, и в соответствии с принятыми правительством на тот момент подзаконных актов. То есть искать здесь какой-нибудь состав преступления в действиях МХП, как и любого другого получателя дотаций, — бесперспективно», – считает замглавы Всеукраинского аграрного совета Михаил Соколов.

В открытости МХП эксперты уверены, поскольку компания является лидером отрасли, постоянно расширяет производственные мощности (за последние 10 лет было инвестировано более $1,5 млрд), создавая новые рабочие места, наращивает объемы экспорта продукции (украинская курятина уже потребляется в 80 странах мира). Кроме того, МХП как экспортер –в страну валютной выручки и крупный налогоплательщик в бюджеты разных уровней. Немаловажен и тот факт, что компания публична, акции МХП котируются на Лондонской фондовой бирже.

Экономически такое поведение президента не выгодно ни компаниям, ни государству: 35% акций МХП принадлежит западным инвесторам, а основной инвестор Арселора Лакшми Митал – известный индийский бизнесмен.

Поэтому, по сути, государство Украина в лице Зеленского покушается на права западных акционеров и инвесторов. Почему так происходит? Объяснений такого поведения новоизбранного президента может быть несколько.

«В основе нападок Зеленского на крупный бизнес лежит достаточно поверхностное понимание им причинно-следственных связей. Он является воплощением простого человека, который имеет очень небольшое представление о действиях и последствиях в экономике, но при этом, власть он получил, и ему надо как-то реагировать, – говорит экономист Борис Кушнирук. – Я не знаю тонкостей корпоративной деятельности МХП, но знаю точно, что Зеленский выбрал не тот механизм и не тот язык, которым можно говорить с крупнейшими за всю историю Украины инвесторами».

Соглашается с ним и Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра. «Это попытка показать свою власть, при этом не понимая, что такое экономика Украины. Зеленский сейчас создает проблему для всей экономики Украины. Как будут развиваться события дальше – посмотрим. Но, мне кажется, что Зеленскому нужно договариваться с крупным бизнесом, а не наезжать. Тогда экономика будет работать», – считает он. Сегодняшняя ситуация вокруг МХП и криворожского гиганта – это, безусловно, очень серьезный негативный сигнал для инвесторов, говорит Охрименко. «Любой здравомыслящий инвестор скажет, что если в вашей стране крупнейшим предприятиям начинают создавать проблемы, то это говорит о том, что в стране нет правильной, четкой власти. И такую страну инвесторы даже рассматривать не будут», – отмечает он.

Глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко напоминает, что проверки компаний – не новое для Украины явление.

«У нас проверяют и трясут десятки компаний. При Порошенко трясли IT–компании. Инвесторов сейчас волнует другое: чтобы не было рейдерства в Украине, тех проблем, которых в Украине было, к сожалению, выше крыши, связанных с огромнейшей коррупцией», – говорит политолог.

Кушнирук напоминает, что госдотации возникли после того, как отменили спецрежим уплаты НДС. «И сегодня говорить о том, что ты, Косюк, богатый и на тебя такая система господдержки распространяться не будет, – это просто абсурдно. Пришла новая власть, и у нее нет обязательств перед прошлой Верховной Радой, могли бы сказать, – хорошо, мы меняем систему и будем поддерживать только малые аграрные хозяйства. Так было бы более правильно», – заключает эксперт.