21 марта Кабмин приостановил действие Программы экономического сотрудничества Российской Федерации и Украины на 2011-2020 годы, которую приняли еще во времена экс-президента Виктора Януковича.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяОб этом сообщает ТСН.
Среди основных приоритетов документа было усиление сотрудничества двух государств. В частности, речь шла об усовершенствовании режима свободной торговли, обеспечение свободного передвижения граждан, военно-техническое сотрудничество и др.
Анонсируя разрыв договора, глава Кабмина Владимир Гройсман отметил, что Россия должна платить высокую цену за агрессию. Тем не менее, отмечают экономисты, этот шаг вряд ли что-то кардинально изменит в сегодняшних экономических отношениях между Украиной и Россией, которые постепенно сходят на нет еще со времени аннексии Крыма.
Прекращение действия Программы называют скорее формальностью и политически мотивированным решением накануне приближающихся выборов.
Также эксперты прокомментировали планы МИД по выходу из органов СНГ и денонсации Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Россией.
С одной стороны, это будет более весомым последствиям, несмотря на то, что РФ не единственный член Содружества независимых государств, и теоретически это может повлиять на двусторонние отношения с другими странами-членами СНГ (например, Беларусь или Казахстан). С другой стороны, Содружество уже давно потеряла свою значимость и двусторонние соглашения между конкретными странами имеют больший вес, чем соглашения в рамках организации.
Анатолий Баронин, директор аналитической группы Da Vinci AG:
- Прекращение действия Программы экономического сотрудничества с Россией не приведет ни к каким изменениям, поскольку все положения этой программы были остановлены после 2014 года тем или иным способом - либо из-за введения санкционных режимов, или путем разрывов отраслевых договоров с РФ.
Определенная задержка в принятии такого решения была связана исключительно с тем, что договор касался довольно чувствительных отраслей, нуждающихся в проведении соответствующих диверсификаций поставок и снижения рисков обеспечения критических отраслей, например, ядерной энергетики или авиастроения.
Олег Устенко, директор Международного Фонда Блейзера:
- Мы можем разорвать экономические отношения с кем угодно, в том числе с РФ ... Откровенно говоря, коллапс в этих экономических отношениях уже состоялся.
С высоким уровнем достоверности могу сказать, что разрыв этого экономического договора вообще ничего не дает. Наши торговые отношения с русскими регулируются в более широкой плоскости - в рамках ВТО. И мы, и они являются членами ВТО. И мы, и они устанавливаем тарифы в рамках ВТО, у нас нет никаких льготных тарифов. Поэтому разрыв этого договора является более политически, чем экономически мотивированным решением.
Если 2013 года на долю РФ приходилось около трети нашего экспорта, а на долю ЕС - около четвертой части, то, начиная с 2014 года, ситуация начала резко меняться. Нашим основным торговым партнером стал Европейский союз, на долю которого сейчас приходится более трети нашего экспорта, в то время, как доля РФ составляет уже менее 10%.
С другой стороны, надо понимать, что за это время у нас произошел коллапс в экспорте, который очень снизился. Если, например, к 2014 году он составлял около 90 млрд долларов, то по результатам 2017 он недотягивал и до 60 млрд долларов. Показательно, что эти изменения произошли по всем направлениям. Увеличение нашего присутствия на рынках ЕС в денежном эквиваленте не смогло компенсировать потерю, которая у нас произошла по другим направлениям, в первую очередь по направлениям Российской Федерации. По нам больно ударило то, что нам остановили наш экспорт машиностроительной продукции и продукции с высоким уровнем добавленной стоимости на территорию РФ. В результате мы стали страной, которая активно торгует в основном сырьем.
Андрей Блинов, экономист:
- Программа экономического сотрудничества была присуща ситуации взаимоотношений между Киевом и Москвой, которые тогда были на подъеме. Сегодня же этот документ не соответствует политическому тренду в Украине, ведь в нем говорится о кооперации, а в условиях объявления России государством-агрессором кооперироваться, в частности в производстве товаров двойного назначения, просто невозможно.
Мы понимаем, что сегодня торговые отношения Украины и России все равно остаются достаточно весомыми. 10% нашего товарооборота приходится на Россию. Это можно списывать на инерцию из-за того, что мы остаемся взаимозависимыми по отдельным компонентам, несмотря на процессы импортозамещения, постепенно происходит.
Есть и другой момент - существует ряд товаров, которые можно отнести к статусу критического импорта, например, поставки угля, в частности, антрацитового, или тех же ТВЭЛов (тепловыделяющих элемент, - ред.) Для атомных электростанций. Это товары, без которых не может существовать экономика или которые крайне трудно заменить.
Кабмин разорвал программу экономического сотрудничества с Россией
Напомним, ранее портал "Знай.ua" сообщал, что Украина сказала России последнее "прощай".