Внешне мы довольно похожи на других высших приматов. Однако, несмотря на все сходства, между нами лежит непреодолимая пропасть. Ни один из видов обезьян не может создавать орудия труда и выстраивать социальные отношения человеческого типа. Тем не менее, вопрос о том, какая черта наших предков позволила им выделиться из животного мира, не дает покоя ученым. Как сообщает журнал Science, недавние исследования указывают на то, что главным отличием мозга обезьяны и человека является экспрессия генов, отвечающих за биосинтез различных нейромедиаторов, включая дофамин.

Ученые обнаружили характерную для мозга человека повышенную чувствительность генов, включающих два фермента (тирозингидроксилазу и декарбоксилазу), участвующих в биосинтезе нейромедиатора дофамина в полосатом теле, гиппокампе и миндалевидном теле. Анализ экспрессии генов других приматов, наоборот, указал на сниженную экспрессию этих ферментов. Проанализировав данные предыдущих исследований, проведенные на развивающемся человеческом мозге, исследователи также выяснили, что экспрессия фермента тирозингидроксилазы увеличивается во время внутриутробного развития и периода взросления.

Разная чувствительность генов мозга человека и других приматов объясняет эволюционное преимущество человеческого мозга. В частности, дофаминергические нейроны в полосатом теле принимают участие в регуляции моторной деятельности и связывают гиппокамп с префронтальной корой. Кроме того, дофамин, например, участвует в системе вознаграждения головного мозга (в процессах получения удовольствия, выражения мотивации и обучения). Ученые, поэтому, отмечают, что для изучения эволюционного развития головного мозга необходимо проводить анализ экспрессии генов, отвечающих за синтез и других нейромедиаторов.

Ранее портал "Знай.ua" сообщал о жизни обезьян со смертельным вирусом