Отсутствие компьютерной техники и интернета или их неудовлетворительное качество делает невозможным нормальный процесс обучения и создает неравный доступ к качественному образованию. Об этом заявила глава Комитета по цифровым технологиям в образовании при МОН Татьяна Нанаева в интервью порталу «IT-школьник».

Она сообщила, что, по данным Института образовательной аналитики, по состоянию на конец 2018 компьютерной техникой не оснащены 413 школ. Больше всего таковых во Львовской, Житомирской и Закарпатской областях. В 9583 школах интернет или очень медленный, или вообще отсутствует. «В странах Европы 3-5 учеников на 1 компьютер, а в Австралии вообще на каждого ученика уже приходится более 1-го устройства. Мы ставим целью достичь пропорции не менее 10 к 1», — отметила Татьяна Нанаева.

Комитет предлагает ввести индекс цифровой готовности учебных заведений. С его помощью министерство будет иметь точные данные по компьютеризации каждой школы. Кроме того, такой индекс будет объективно иллюстрирует положение дел руководителям учебных заведений: что соответствует высокому уровню, а над чем еще надо работать. «Это пока на уровне идеи, но я уверена, что вместе с Институтом образовательной аналитики мы ее реализуем и создадим такой индекс», — отметила эксперт. Татьяна Нанаева подчеркнула, что оснащение школ компьютерной техникой несколько улучшит субвенция из государственного бюджета. Напомним, 700 млн грн направят на подключение школ к интернету, другие 300 млн грн — на оснащение компьютерами.

Комитет подготовил рекомендации по освоению средств. Кроме традиционных кабинетов информатики, предлагается обустроить лаборатории физики, химии, биологии, географии или создать STEM-лаборатории. Существуют и другие подходы, которые позволяют охватить техникой максимальное количество учеников при ограниченных ресурсах. Например, подход Bring You Own Device, когда собственные устройства школьников подключаются к рабочему месту учителя и объединяются в единый цифровой пространство. Еще одна модель использования техники — COW (Computers on Wheels) — портативные планшеты, нетбуки, ноутбуки, которые можно перевозить из класса в класс, раздавать детям и организовывать цифровое пространство в течение 3 минут.

«Мы надеемся, что средства по этой субвенции будут использованы эффективно, и это значительно улучшит ситуацию с цифровизацией общего среднего образования. Ожидаем, что все 100% школ будут иметь широкополосный доступ в интернет, и пропорция количества школьников на 1 компьютер в каждом заведении будет приближаться к 10:1», — сказала Татьяна Нанаева.

Напомним, экспертно-совещательный Комитет по цифровых технологий создан при МОН по инициативе социального образовательного проекта «IT-школьник» в 2018 году. Он объединил представителей крупного IT-бизнеса, ученых, педагогов, представителей системы повышения квалификации учителей, общественных организаций в сфере ИТ. Комитет помогает министерству разрабатывать стратегию диджитализации образования.