Несмотря на многчисленное количество природных локаций и пейзажных водоемов, с каждым годом в Украине остается все меньше мест для отдыха обычных граждан. Прибрежные зоны массово раздаются под строительство кафе, элитных вилл и частных пляжей - при чем, многие из якобы законно полученных разрешений вызывают огромные сомнения. Первым шагом "расправы" с нахалами-захватчиками должен стать новый закон, который вступит в силу уже в феврале. Впрочем, к факту подлинной действенности введенных "санкций" эксперты относятся скептически, поскольку кардинальных изменений требует значительно больший пласт существующей в Украине системы. Детали выясняли Знай.ua.

Днепр, Черкассы - фото Громадське телебачення
Днепр, Черкассы - фото Громадське телебачення

На демонтаж - не более 3 месяцев: штрафы - до 17 500 грн

Решающим документом стал подписанный президентом Украины Закона Украины № 233-IX, который Верховная Рада приняла во втором чтении 29 октября 2019 года. А вступает в силу он с 21 февраля 2020 года.

Закон предусматривает изменения сразу в нескольких законодательных актах. И вот сумма штрафов почему выбрана совсем маловата – нарушитель заплатит всего от 3500 до 17500 грн.

Популярные статьи сейчас

Фрота, Фея, Ангел и Спартак: какими уникальными именами "наградили" новорожденных киевлян в 2019 году

Под Львовом едва не погиб проводник "Укрзализныци": лупили ногами вчетвером

Фреймут потеряла близкого человека, крик души землячки заставил рыдать весь Львов: "Не верю..."

"Я ревновала!": Кароль выругала Балана прямо на "Голос країни" из-за яркой блондинки

Показать еще

В Земельном кодексе Украины статью 62 дополнить частью четвертой такого содержания:

"В рамках пляжной зоны прибрежных защитных полос запрещается устройство ограждений или других конструкций, препятствующих доступу граждан к побережью морей, морских заливов, лиманов и островов во внутренних морских водах, кроме случаев, предусмотренных законом".

Возведенные "препятствия" демонтируются их владельцами в течение 10 дней после получения письменного требования местной государственной администрации или исполнительного органа сельского, поселкового или городского совета. В случае невыполнения такого требования указанные ограждения или другие конструкции демонтируются по решению местной власти.

В Водном кодексе Украины в статье 47 "Право общего водопользования" ч. 2 была дополнена:

"Запрещается ограничение общего водопользования, в том числе ограничения купания и плавания на лодках, любительского и спортивного рыболовства, причаливания к берегу в светлое время суток в связи с нахождением земельных участков прибрежных защитных полос (пляжной зоны) в пользовании юридических или физических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом".

Ограждения или другие конструкции, установленные до вступления в силу этим Законом и препятствуют доступу граждан к побережью морей, морских заливов, лиманов и островов во внутренних морских водах в пределах пляжной зоны, а также к берегам рек, водоемов и островов (кроме случаев, установленных законом), подлежат демонтажу в течение 3 месяцев со дня вступления в силу этого Закона.

А все расходы местного бюджета, связанные с демонтажем указанных "препятствий", возмещаются их владельцами (арендаторами).

Снос незаконной застройки - фото Громадське радіо
Снос незаконной застройки - фото Громадське радіо

"Переворот" в работе исполнительной службы и равнение на Запад

Но, по мнению экспертов, введение жестких ограничений и штрафных санкций еще не гарантирует желаемой "расправы" с нарушителями.

"Любой законопроект должен стоять на 2 основах: первая – сам закон, а вторая – исполнительный механизм. Вторая у нас отсутствует. Поэтому эти нормы пока, скорее, являются "мертворожденными", так как пока отсутствует действительно работающая исполнительная служба, а в основе лежит коррупционная составляющая. Нужно наладить правильный принцип работы исполнительной службы, которая должна подключаться сразу после этапа фиксирования факта нарушения. Как это делается в Западных странах – все эти действия происходят за несколько месяцев и нарушитель несет огромные убытки: в результате количество подобных случаев сведена к минимуму. Должны быть введены более эффективные нормы, а на них уже нужно разрабатывать более действенные методы контроля", – отмечает экономист, финансовый аналитик Алексей Кущ.

Пляжи - фото Krassota.com
Пляжи - фото Krassota.com

Не менее важным вопросом, по словам эксперта, есть потребность в изменении существующих норм, положенных еще десятки лет назад в основу застройки прибрежных территорий – их необходимо пересмотреть и усовершенствовать.

"Гибкая система, действующая на Западе, опирается на четкое исполнение закона. Ты можешь строить, но с соблюдением надлежащих норм и обеспечить доступ людей к территории. Нужно, с одной стороны, создать для инвесторов адекватные стандарты, а с другой – во много раз увеличить штрафы за нарушение. Именно так построен механизм в большинстве развитых стран: там каждый знает, что 100%-но в течение нескольких месяцев наказания гарантированно состоится и кроме огромного штрафа строение может быть полностью разобрано. Поэтому принятые изменения, которые начнут действовать в феврале, на ситуацию не повлияют кардинально – в Украине требует изменений гораздо больший пласт системы", – рассказывает Знай.ua экономист, финансовый аналитик Алексей Кущ.

Застройки на побережье - фото 0472.ua
Застройки на побережье - фото 0472.ua

Фиксировать будет Экологическая инспекция, а суд  выносить решение

Что касается определения единого профильного государственного органа, то, как удалось узнать Знай.ua, соответствующее решение уже было принято.

"Соответствующие ограничения были и раньше, но не было механизма противодействия этим нарушением и не было определено, какая именно государственная служба должна их фиксировать и составлять протоколы. Теперь четко определен орган власти, наделенный этими полномочиями - это Государственная экологическая инспекция Украины, которая сейчас находится в активном процессе трансформации, очистки и переаттестации. И, находясь в стадии переходного периода, уже начинает работать", - рассказывает один из разработчиков данной законодательной инициативы, эколог, президент всеукраинского рыболовного общественного объединения "Громада Рибалок України" Андрей Нелипа.

Одним из первых началось возрождение Киевского территориального Управления, которое ранее практически значилось лишь "на бумаге". Вскоре будет полностью обновлено руководство и штат работников путем прохождения конкурса.

Государственная экологическая инспекция - фото uа.news
Государственная экологическая инспекция - фото uа.news

"Вопросы внедрения четкой систематизации нормативных требований и соответствующих санкций, поднимался еще с 2014 года, но мы столкнулись с волной активного сопротивления в Верховной Раде предыдущего созыва. После принятия в 1-м чтении законопроекта инициатива попала в многолетний бесконечный круг поправок и согласований, поскольку большинство из "голосующих" сами являлись владельцами этих незаконных сооружений. Теперь этот юридически-правовой механизм позволит навести порядок и вернуть незаконно захваченные территории", - отмечает природозащитник Андрей Нелипа.

Поводом для выезда профильных инспекторов будут являться 2 стартовых шага. Первый - это привлечение экспертов Государственной экологической инспекции во время проверки проблемных объектов другими инспекционными службами. Второй - инициативное обращение от граждан по поводу определенного участка: это может быть как сообщение непосредственно в инспекции, так и заявление в полицию, которые автоматически будут вызывать представителей экологической инспекции на выезд.

"На месте инспекторы будут составлять протокол - сейчас уже создана унифицированная форма акта и уже вскоре будут завершены все согласовательные нюансы. По факту нарушения собирается доказательный “пакет”, фиксируются представителями полиции и далее все эти материалы дела передаются в суд. Если же в ходе рассмотрения дела всплывут факты нанесения убытков государству, то это может принести в бюджет значительно большие средства, чем штрафы - сумма может достигать сотен тысяч, а то и миллионов гривен", - объясняет эколог Андрей Нелипа.

Одной из важных особенностей нововведенных изменений в законе есть возможность оспаривания даже давнишних распоряжений в отношении участка в запрещенном месте, утвержденных местными властями.

Незаконные застройки на побережье - фото ukrpress.info
Незаконные застройки на побережье - фото ukrpress.info

Киев спасет зонирование и прекращения "эры взяток"

Ярким примером безнаказанности является, собственно, столица нашей страны - многомиллионный мегаполис с безграничным количеством природных "оазисов" буквально утонул в застройках и прибрежных кафе.

А о том, что значительное ухудшение экосистемы Днепра в акватории Киева, вообще, вскоре может привести к экологической катастрофе, на протяжении последних нескольких лет буквально кричат природозащитники, столичная власть фактически игнорирует.

Днепр - фото Большой Киев
Днепр - фото Большой Киев

Как подчеркивает природозащитник Андрей Нелипа, именно застройка на берегах без соблюдения природоохранных норм является одним из самых влиятельных негативных факторов. А дополняют "топ-список" сброс канализационных стоков, отсутствие современных очистительных сооружений, попадания фосфатов, химикатов, которые фильтруют опасные соединения.

Наиболее критическая ситуация сложилась именно на прибрежной зоне Днепра: речь идет практически о всей береговой линии в пределах городской застройки, далее по Русановских и Нижних садах - вдоль до Кийлова и Украинки.

"Ответственный городской голова должен начинать с Генплана и зонирования города. Например, если брать Нью-Йорк – инвестор четко просчитывает, что именно хочет построить на земельном участке: от этажности, целевого назначения с требованиями по инфраструктуре и подключению до инженерных сетей. Там все это разрабатывается, исходя из индивидуальных особенностей – в частности, и границы санитарной зоны. А в столице не только отсутствует единая системы развития города, а и все сводится к взяткам: застройка Киева коммерционализировалась – каждый строит что хочет и где хочет, невзирая на нормы, нередко нанося огромный экологический ущерб", – подчеркивает финансовый аналитик Алексей Кущ.

По словам эксперта, главной особенностью является то, что в основе должен лежать принцип районирования мегаполиса с разработкой индивидуальных паспортов для каждого объекта. А реальная ситуация демонстрирует пример абсолютного хаоса, как с точки зрения общей концепции развития города, так и массовой "раздачи" участков, не учитывая ни особенности ландшафта, ни влияние на экосистему в целом.

Контрастным сравнением выступает проект нового Генплана Киева, который недавно презентовал мэр Киева Виталий Кличко – его в пух и прах "разнесли", как политики, так и эксперты в области градостроительства. Здесь всплывают и миллионы "легализованных" скандальных незаконных детальных планов территорий, и новые гектары, которые пойдут под застройку. 

Международный форум "Будущее Киева" - Виталий Кличко
Международный форум "Будущее Киева" - Виталий Кличко

""Презентация" нового "Генплана - это просто картинки, по которым мало что можно сказать, кроме того, что легализуются уже принятые незаконные ДПТ на протяжении каденции Кличко и добавляются 28,6 квадратных метров застройки", - отмечает депутат Киевсовета Прохор Антоненко.

До внедрения принятых изменений в законе остается фактически месяц, поэтому каким именно путем будут развиваться события читайте на портале Знай.ua.