Сотни ляпов, которые ежегодно находят школьники и их родители в учебниках, уже фактически стали "нормой" для украинцев. Впрочем, как бы громко об этом не докладывали и не постились в соцсетях, ситуация и до сих пор не изменилась. Одним из последних "печатных абсурдов" стал мем с изображением известного актера Киану Ривза. Этот факт несколько недель назад жестко раскритиковала, собственно, и сама Министр образования и науки Анна Новосад, пообещав в корне изменить подход к созданию учебников. И, как оказалось, этот знаменитый мем является лишь верхушкой "айсберга" – педагоги и ученые откровенно называют современное направление трансформации украинского образования "уродливым". Подробности узнавали Знай.uа.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
Подписаться
Изменения в законах и "отсталость" системы: педагоги устроили масштабный протест
Будущие инновации в этом направлении и главные "фейлы" системы Министр образования и науки рассказала на тематической пресс-конференции, состоявшейся 24 февраля.
"Каждый из нас знает, особенно родители, которые сталкиваются с учебниками часто, что они, к сожалению, не до конца качественными. В них до сих пор много фактологических ошибок, ценностных искажений, несанкционированного использования авторских материалов. Поэтому нам чрезвычайно важно менять подход к тому, как мы проводим экспертизу учебников и как мы вообще организуем процесс по их подготовке и изданию. У нас есть стратегическое понимание, как это делать и в течение последнего года было сделано довольно много важных тактических шагов, чтобы систему сдвинуть с места", – отмечает Анна Новосад.
По словам спикеров, помогать Украине навести порядок в образовательной сфере специалисты из Финляндии в рамках проекта "Учимся вместе".
"Мы не в состоянии сразу взять и приспособить ту модель, которая работает у финнов и работает на академических свободах, автономии и децентрализовано. Вопрос стоит не только в соответствующих изменениях в законах "Об образовании" и "О среднем образовании", которые сейчас находятся на подписи у Президента. А и в вопросе сугубо ментального восприятия: сегодня много кто говорит отдать вопрос оценки учебника педагогическому работнику. Но специфика организации нашей образовательной системы не предусматривала обучения подборке, анализа контента и предлагала типичный сводный алгоритм, построенный "сверху"", – говорит Вадим Карандий, руководитель Украинского института развития образования.
Первыми должны модернизироваться учебники для 3 классов, которые в 2020 году будут печататься за средства государственного бюджета – первый этап отбора экспертной группой уже закончился и с 24 февраля стартовал второй. Теперь за лучших до середины марта будут голосовать, непосредственно, учителя.
Вот тут и всплывает скрытая часть "айсберга". Несмотря на восхваление нового состава экспертной группы, в состав которой, по словам спикеров, в этом году вошли профессиональные специалисты, которые прошли соответствующее обучение, категорически не соглашаются представители Национальной образовательной ассоциации.
"Конкурс учебников, который проводит государственное научное учреждение "Институт модернизации содержания образования", не является открытым, прозрачным, гласным и справедливым. В этом году неквалифицированные эксперты субъективно, с нарушением действующих требований законодательства отклонили около 10 проектов учебников для 3 класса "Новой украинской школы". Обжалование в суде непрофессиональных и необоснованных выводов экспертизы приведет к остановке конкурса на неопределенный срок и несвоевременной закупки школьных учебников, через что свыше 440 тысяч учеников не смогут начать обучение", – сообщают в Национальной образовательной ассоциации.
Объяснение и просьба принять данный факт под личный контроль представители НОА уже направили президенту Владимиру Зеленскому.
"Давление" в школах, процент учителей и старт "горячих линий"
Значительным минусом в процессе разработки и утверждения сегодня становятся сроки – на все эти этапы специалистам дается 1 год. Этот срок должен увеличиться вдвое только с 2021 года.
"Одной из крупнейших проблем, которая никогда не даст ни одному министру сделать учебники лучше, – это слишком короткий срок, который предоставляется в рамках действующего Законодательства для подготовки и этапа экспертизы. Мы фактически находимся в кругу из 365 дней, где каждый день является крайне важным. Это – длинный спич к тому, что у нас должно быть минимум 2 года для подготовки линейки учебников", – подчеркивает Министр образования и науки Анна Новосад.
Но вот продолжает перечень существующих ныне проблем, которые становятся на пути производства грамотных и интересных учебников, намного резонанснее.
"Есть или может быть заинтересованность в выборе того или иного учебника. Так, одна мама обратилась к нам и рассказала, что предложила учителю качественный учебник, на что учитель ей ответила: "Я много лет пользуюсь учебниками другого издательства, за что у меня есть определенный процент". С этим, конечно, надо разбираться: и с руководителем учреждения образования, и с учителем, поскольку это абсолютно неправомерно, есть еще у нас Антикоррупционное законодательство, которое определяет конфликт интересов", – подчеркивает образовательный омбудсмен Сергей Горбачев.
Получается, что даже в этой, казалось бы наименее прибыльной отрасли, тоже есть налаженные коррупционные схемы. Поэтому не удивительно, что за лакомый "кусок" бюджета в сотни миллионов, которые тратятся из госбюджета на печать учебников только одного из общей линейки классов, ежегодно ведется реальная борьба.
Вторая проблема, по словам Сергея Горбачева, заключается в непрофессионализме и нежелании развиваться представителей методической области.
"Достаточно часто учитель испытывает давление от методической службы, которая уже привыкла к определенным учебникам и не хочет напрягаться, чтобы освоить новые интересные варианты. Поэтому очень важно отследить, каким образом соблюдается право учителя на академическую свободу и, соответственно, это право обеспечивает качественные учебники для ученика. Именно поэтому мы внедрили и открыли "горячую линию", куда анонимно могут обращаться как учителя, так и родители украинских школьников – каждое обращение не останется неизученным", – сообщает омбудсмен Сергей Горбачев.
"Переворот" нужен: украинцы требуют изменений
В то же время, пользователи не прекращают обсуждать эту тему в соцсетях. Кроме десятков мемов, что породил последний ляп с известным актером, среди украинцев возникают целые дискуссии относительно новых правил создания учебников.
Кто-то выступает "за" внедрение современных фотожаб, которые стали одним из трендов молодежи. А другие придерживаются категорического "нет", когда речь идет о печатном школьном материале.
Среди комментариев можно найти и мнения непосредственно участников данного процесса в предыдущих годах – они рассказывают о целом ряде проблем, с которыми приходится сталкиваться на протяжении всего этапа проверки контента и его утверждение.
Как утверждает преподаватель Черкасского национального университета им. Б.Хмельницкого, авторский коллектив на создание рукописи имеет не более 1 месяца.
Со слишком коротким сроком соглашается и преподаватель КВУЗ "Винницкая академия непрерывного образования" – на экспертизу 2 учебников ему дали только 1 месяц.
Некоторые родители, вообще, предлагает кардинально новый подход с внедрением QR-кодов.
Масса фактологических ошибок: "Уродливая трансформация украинского образования"
Но вот только и ошибки бывают разными. Если речь заходит об искажении исторических фактов, то это категорично является недопустимым и требует безотлагательных исправлений. Ряд роковых "фейлов" можно найти на специально созданной странице в Фейсбуке "Учебник по истории как ошибка".
Так, только в одном абзаце из учебника по истории Украины 10 класса (2018 год, издательство "Ранок") старший научный сотрудник Института истории Украины НАН Украины Геннадий Ефименко нашел 5 существенных ошибок.
"С ужасом наблюдаю, насколько уродливо трансформируется украинское образование в последнее время. Программа ЗНО по истории предполагает знание даты провозглашения ЗУНР. 13 ноября 1918 года. Но в учебнике на страницах 86 и 88 указаны две даты этого события: 9 и 13 ноября. Причем, правильная дата указана на хронологической прямой, а в тексте параграфа подана дата 9 ноября, вместе с образованием Государственного секретариата. Какая из этих дат правильная, ученик должен догадаться сам", – отмечает завуч по воспитательной работе НПУ им. Драгоманова Александр Сорокин.
Еще один сомнительный "фактаж" нашел другой участник группы.
И это – лишь незначительная часть существующих "фейлов" в учебниках для украинских школьников. Как мы видим, нынешнее состояние качества учебников является крайне критическим.
О дальнейшем развитии событий читайте на портале Знай.uа.