Согласно закону, второй, накопительный, уровень пенсионной системы должен заработать 1 января 2019, а к 1 июля 2018 правительству необходимо сформировать органы, отвечающие за ее функционирование. Но в Украине в очередной раз что-то пошло не так.

Как пишет ЭП, эксперты в стенах правительства настроены крайне пессимистично: сроки практически наверняка нарушат. Что касается оснований, то их множество: это и отсутствие оформленной в законопроект модели, которую поддерживали бі и правительство, и общественность, и основные кредиторы Украины.

С начала 2018 дискуссии вокруг введения второго уровня пенсионной системы сводились к обсуждению депутатского законопроекта №6677. В мае у него может появиться конкурент: Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку разработала свою модель.

В чем же заключаются особенности новой модели, и имеет ли пенсионная реформа шанс на продолжение в 2018 году?

В поиске ответственных

Осенью 2017 ВР приняла пенсионную реформу, которая предусматривает их осовременивание с октября 2017 года и повышение минимального страхового стажа для выхода на пенсию с 15 до 25 лет с 1 января 2018 года.

Популярные статьи сейчас
Водоканалы начали отключать неплательщиков: какой долг считается "критическим" Пенсионеры получат значительную доплату к пенсии: кому и сколько добавят в ближайшее время Вы посмотрите на счетчики и не поверите глазам: как убрать несколько кубов к концу месяца без нарушений Таких цен не видели давно: сколько придется заплатить за куриные и перепелиные яйца
Показать еще

Через неделю после этого правительство одобрило дорожную карту следующему этапу реформы - введение обязательного накопительного уровня.

Этот уровень предполагает, что работники или работодатели от их имени, а в некоторых системах и самозанятые лица, платят взносы в накопительный пенсионный фонд. Взносы учитываются на индивидуальных счетах, их инвестируют в различные финансовые инструменты. После выхода на пенсию участник получает право на получение пенсии, рассчитывается с накопленной суммы взносов и инвестиционного дохода.

Сценарий введения второго пенсионного уровня, прописанній в законопроекте №6677, обсуждался до сих пор. Немногим ранее этот законопроект был главным конкурентом проекта о пенсионной реформе главы правительства Владимира Гройсмана, однако в парламенте поддержки так и не нашел.

За финансово-инвестиционную составляющую второго уровня главным органом является Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку - НКЦБФР. Согласно законодательству, комиссия утверждает методику оценки накопленных пенсионных активов, выдает лицензии компаниям по управлению ими.

По согласованию с комиссией утверждаются правила инвестирования резерва средств для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонду. Также правительство определило НКЦБФР главным исполнителем по разработке тематического законопроекта.

Законопроект должен был появиться в конце 2017 года, но почему-то так и остался чем-то приблизительным и мнимым. С четырехмесячным опозданием комиссия таки подготовила собственную концепцию введения второго уровня.



Новый уровень - новая модель

Предложенная комиссией модель - централизованная, то есть предполагает существование одного администратора пенсионных активов. В этом - главное отличие модели комиссии от модели, прописанной в законопроекте №6677.

Депутаты предлагают децентрализованную модель, при которой администрированием взносов будут заниматься избранные участниками негосударственные пенсионные фонды.

"Многие страны мира осознали недееспособность децентрализованной модели пенсионной накопительной системы. В Украине расходы на администрирование действующего третьего уровня за последние десять лет "съели" 30-40% накоплений", - пояснил глава НКЦПФР Тимур Хромаев.

По его словам, в реформировании своих пенсионных систем Чили, Польша, Великобритания пошли путем внедрения пенсионных систем, существенно минимизируют расходы на администрирование.



"Наша концепция предполагает централизацию только административных функций. Это не означает "огосударствления". Это означает создание одного администратора с независимой наблюдательным советом и осуществление учета участников в одном месте", - отметил Хромаев.

Он добавил, что такая модель позволит оптимизировать расходы на администрирование и решить проблему проедания пенсионных накоплений.

Напомним, ранее информационный портал "Знай.ua" писал о том, что тысячи украинцев останутся без субсидий.