Владельцы паев, огородов и приусадебных участков ежегодно платят земельный налог, но это обязательство распространяется не на всех. Пенсионеры по возрасту, ветераны войны, люди с инвалидностью и еще несколько категорий имеют право вообще не платить за свою землю — правда, лишь в пределах четко определенной площади.
Основание для освобождения дает статья 281 Налогового кодекса Украины. Базой для расчета налога является нормативная денежная оценка земли (ее официальная стоимость с учетом инфляции) или площадь территории, но льготные категории этот платеж обходят.
Кого освобождают от земельного налога
Перечень тех, кто может не платить, в этом году выглядит так:
- пенсионеры по возрасту;
- лица с инвалидностью 1 и 2 группы;
- физические лица, воспитывающие троих и более несовершеннолетних детей;
- ветераны войны и лица, на которых распространяется закон «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»;
- пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы.
Важный нюанс для пенсионеров: льгота не применяется «задним числом» за весь год. Освобождение от уплаты земельного налога начинает действовать лишь со следующего месяца после того, как человек вышел на пенсию по возрасту, а не с даты получения статуса.
Лимиты площади: сколько гектаров разрешено без налога
Попасть в льготный перечень недостаточно: площадь земли в собственности или пользовании не должна превышать нормативы, утвержденные для каждого целевого назначения участка. Вот полный перечень:
- до 2 гектаров — для ведения личного сельского хозяйства;
- до 0,10 гектара — для индивидуального дачного строительства;
- до 0,01 гектара — для строительства индивидуальных гаражей;
- до 0,12 гектара — для садоводства.
Если же землю используют под строительство и обслуживание жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений, лимиты зависят от типа населенного пункта: в селах — до 0,25 гектара, в поселках — до 0,15 гектара, в городах — до 0,10 гектара.
Когда налог снимают полностью, без привязки к площади
Есть и отдельный случай абсолютного освобождения. Если пенсионер сдал свой участок или пай в аренду фермеру, работающему на 4 группе упрощенной системы налогообложения, финансовое обязательство снимается с владельца на весь период действия договора аренды. То есть платить не придется независимо от размера земли.
Что проверить владельцу участка
Чтобы воспользоваться льготой, стоит сверить целевое назначение своей земли с нормативами площади и убедиться, что основание для освобождения наступило (например, выход на пенсию по возрасту). Льгота применяется автоматически на основании данных, которыми органы располагают о владельце, но при наличии расхождений в начисленном налоге следует обращаться в местную налоговую службу.
Ранее портал Знай сообщал, пенсия от 7 785 грн: кто получит гарантированную выплату.
Также наш портал информировал, пенсия в 60 лет станет недоступной для части украинок.
Больше деталей читайте в материале: пенсия свыше 20 тысяч гривен: какой статус дает право на повышенную выплату.