Прошло больше года после скандального задержания бывшего народного депутата и банкира Александра Шепелева, обвиняемого в целой дюжине преступлений, включая причастность к нескольким убийствам и участии в разворовывании денег "Родовид-банка".

Об этом пишет портал Акценты.

Прошло больше года с тех пор, как Шепелев грозился рассказать следствию и общественности о причастности к грандиозным финансовым аферам ведущих украинских политиков и бизнесменов. Среди называвшихся им имен — Юлия Тимошенко, Александр Турчинов, даже Петр Порошенко. Но почему же Шепелев до сих пор молчит, и когда же над ним начнется суд?

Было у отца три дочери

Шепелев Александр Александрович родился 4 июля 1970 года в Горловке. О его детстве практически ничего не известно, а молодые годы окутаны различными слухами. Так, например, некоторые источники SKELET-info утверждали, что ранее Александр Шепелев имел совершенно другие имя и фамилию. Видимо, эти утверждения основаны на информации (непроверенной) о наличии у него американского паспорта на имя Соломона Фриденталя (девичья фамилии жены). Раньше эту информацию можно было бы отбросить как вздорный слух, но после скандального ареста Шепелева, когда у него в карманах нашли удостоверение на имя Николая Боруха, стало очевидно, что этому человеку не привыкать жить под несколькими именами — и кто знает, какое из них настоящее! Вообще, паспортов у Шепелева несколько, среди них есть и канадский, о котором известно достоверно.

Вырос Шепелев в отнюдь не простой семье. Кто был его родной отец и что с ним случилось (умер или развелся), он не признавался, а вот его отчимом затем стал Владимир Васильевич Кузнецов — доросший к концу 80-х до должности начальника донецкого ОБХСС. Одним из свидетельств их "родства" является общая прописка: Владимир Кузнецов, его супруга Неолина Васильевна Кузнецова и пасынок Александр Шепелев были зарегистрированы в Донецке по одному адресу — Пушкина 29-13.

Популярні новини зараз
Податкова перевіряє українців за кордоном: що вже відомо Коли скасують графіки відключення світла: хто та як формував черги Розмір виплат зміниться: що чекає на пенсіонерів у 2025 році Українцям виплатять по 4 500 гривень: кому пощастить отримати допомогу
Показати ще

Как вы понимаете, должность начальника ОБХСС в те времена открывала широчайшие перспективы. Но Владимир Кузнецов не бедовал и в 90-е, поскольку возглавил областной УБОП. Так что он имел очень большие знакомства как среди "стародонецких" (выходцы из советской элиты), так и среди "новодонецких" (например, группировка Ахметова). Можно было бы конечно предположить, что Кузнецов был честным ментом, жил на одну зарплату и нещадно боролся с ворьем, но факты говорят об обратном. Дело в том, что одним из "друзей семьи" Кузнецовых был Михаил Фриденталь — один из начальников Донецкой потребкооперации, а заодно известный в области "цеховик" и "схемщик". Именно благодаря Кузнецову, Фриденталь не сел в 80-е, а в начале 90-х был избавлен от наездов бандитов. Но как только Кузнецова в середине 90-х выжили и отправили на пенсию, Фриденталь свернул свою деятельность и эмигрировал в США. Впрочем, успев перед этим выдать замуж своих трех своих дочерей.

Одна дочь, Галина Михайловна (1972 г.р.), вышла замуж за нашего героя Александра Шепелева. Вот почему у него затем появилась возможность разжиться американским гражданством (помог тесть) и паспортом на имя Соломона Фриденталя. Другая дочь, Ирина Михайловна, стала супругой Юрия Стара и уехала с ним и отцом в Америку, где через несколько лет развелась и вернулась в Украину, выйдя замуж за Александра Рыбака — сына Владимира Рыбака (мера Донецка в 1993-2002, председателя ВР в 2012-2014). Он был также хорошо известен как Рыбак-младший и "Саша Динамит" — по причине своего взрывного скандального характера. Третья дочь Фриденталя — личность во всех отношениях загадочная, даже её имя почему-то скрывается от чужих ушей. Это породило немало предположений: в частности, что она является супругой Павла Борулько, еще одного "легендарного" финансового комбинатора из Донецка. Дело в том, что Борулько сам всячески скрывал личность своей жены, поэтому ходили слухи, что он женат то ли на племяннице прокурора Александра Медведько, то ли на родственнице прокуроров Кузьминых, то ли на третьей дочке Михаила Фриденталя.

Первая кровь и бегство в Америку

После окончания школы, "закосив" от армии, Александр Шепелев поступил в Донецкий политехнический институт, где его преподавателем был Александр Гафарович Махмудов. "Перестройка" вскружили Махмудову голову, он занялся и коммерцией, и политикой, в итоге в 1990-м году был избран депутатом Донецкого горсовета, через месяц возглавив его — то есть став мэром Донецка. Однако во время ГКЧП (август 1991) Махмудов, видимо, занял не ту позицию, и осенью 1991-го был отправлен в отставку. Он долго пытался восстановиться через суд, но тщетно. Однако помимо сутяжничества, Махмудов использовал свои возможности для создания инвестиционной компании "ДИКОМ" (ЕГРПОУ 1349008), директором которой стала Ирина Заря (одна из бывших студенток Махмудова). И как раз в этом "ДИКОМе" начинал свою трудовую деятельность Александр Шепелев.

В 1992-м "ДИКОМ" получил лицензию на торговлю ценными бумагами — и активно включился в финансовые "пирамиды", а затем занялся "ваучерной" приватизацией, призывая украинцев доверить ему свои сертификаты. На первый взгляд, это было честной игрой, ведь другие просто скупали сертификаты за копейки, а "ДИКОМ" принимал их в обмен на свои акции, обещая по ним хорошие дивиденды. И за пару лет "ДИКОМ" собрал на Донбассе, в Харьковской и Днепропетровской областях около 600 тысяч сертификатов, использовав их для приватизации весьма перспективных предприятий: "Азовстали", комбината им. Ильича, завода "Норд", Харцызского "Силура" и др. Однако рядовые "акционеры", доверившие "ДИКОМу" свои сертификаты, в итоге получили дивиденды в размере… 10 копеек! Как же так? Всё было просто: одни предприятия, приватизированные "ДИКОМом", декларировали мизерные доходы или вообще убытки, а другие были перепроданы (фактически отданы) новоявленным донецким олигархам. По сути, "ДИКОМ" был структурой, использовавшейся для приватизации и передела собственности, которую поочередно использовали в своих целях несколько группировок.

Первыми были его создатели и стоявший за их спиной Игорь Романович Маркулов (бывший дагестанец Ибрагим Рамазанович Меркулов), основатель корпорации "Атон" и друг Леонида Кучмы (был его советником). Собственно, благодаря такому прикрытию, "ДИКОМ" и развернулся. Кроме того, Маркулов был другом Нурулислама Аркаллаева — мастера спорта, президента Донецкой федерации дзюдо, известного также как криминальный "авторитет" по прозвищу "Нурик". А с 1992 года к Маркулову в качестве бизнес-партнера присоединился предприниматель Евгений Щербань. Не стоит забывать и американского бизнесмена Пола Тейтума, который помог Маркулову получить в американских банках кредит в размере 50 миллионов долларов под гарантии правительства Украины (в этом уже им подсобил Кучма). Кредит, кстати, так и не вернули.

Итак, Маркулов со своим "Атоном" и Махмудов с "ДИКОМ", Евгений Щербань и Пол Тайтум (обоих убили в 1996-м), взявшийся их "крышевать" со стороны ОПГ Аркаллаев, не забудем Михаила Фриденталя и добавим сюда "ментовскую крышу" в лице начальнику УБОП Кузнецова — вот такой клан сложился в Донецке в начале 90-х. Фактически его членом был и Александр Шепелев, как пасынок Кузнецова и зять Фриденталя. Амбиции у этого клана были большие: например, они сразу же нацелились на захват "Азовстали", что сильно не понравилось работавшему там тогда будущему олигарху Сергею Таруте. Возможно, именно из-за этого Тарута принял сторону "Индустриального союза Донбасса" (ИДС), созданного Виталием Гайдуком и контролированного Ахметовым.

А затем начались громкие убийства. И когда в Донецке расстреляли Евгения Щербаня, а в Москве Пола Тейтума, то клан Маркулова-Махумудова уже потерпел поражение в войне против ОПГ "Октябрьские" (группировка Брагина-Ахметова). Аркаллаев подружился с Ринатом Леонидовичем, а потом и с "хозяином Закарпатья" Виктором Балогой, создав с ними теневой алкогольный бизнес. Кузнецов ушел на заслуженный отдых — практически легко отделавшись. Когда отчетливо запахло жаренным, то Маркулов и Фриденталь тут же засобирались в Америку — и вместе с ними, по утверждению некоторых источников SKELET-info, отправился и Александр Шепелев со своей молодой женой Галей. Что и объясняет у него наличие гражданства Канады и США. Впрочем, там он надолго не задержался и вернулся на родину, верно служить новым хозяевам Донецка.

Но в Америку бежал вовсе не простой счетовод "ДИКОМа". Вот, например, во время выборов 2006 года в украинских СМИ появилась любопытная информация о том, что молодой Александр Шепелев (он тогда купил себе место в списке БЮТ) в начале 90-х "подрабатывал" чуть ли не рэкетом. Впрочем, источники уточняли, что, скорее всего, молодой и энергичный Шепелев просто пару раз засветился в каких-то "разборках", куда прибыл либо с людьми своего отчима, либо с людьми Аркаллаева. Очень уж ему хотелось почувствовать себя "крутым"! А вот информация о том, что под крышей "ДИКОМа" Шепелев курировал конвертационные центры, уже достаточно серьезна.