Об этом пишет портал Акценты.

Пока Украину лихорадит от политических потрясений, в портах Большой Одессы ситуация стабильная. Точнее, как говорят медики, стабильно тяжелая. Здесь, как и год или два назад, команда «винницких почтальонов» под предводительством главы Одесского филиала АМПУ Игоря Ткачука в связке с русской мафией дерибанит рынок буксирных услуг, загоняя государственный порт в миллионные убытки.

В конце мая начальник Южненского филиала Администрации морских портов Украины (АМПУ) Виталий Липский и гендиректор компании ТИС Андрей Ставницер получили письмо из Одесского порта. И.о. директора ГП «ОМТП» Виктор Войтко сообщает, что буксиры, относящиеся к портофлоту госпредприятия, собираются выполнять операции в акватории порта «Южный». Работы запланированы уже на июнь.

В связи с этим Войтко просит предоставить одесским буксирам безопасный причал в акватории порта. И добавляет: по информации из открытых источников, свободны или используются буксирами других компаний причалы №№15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22.

Популярні новини зараз
Летальність приблизно 52%: ВООЗ застеріг про спалах небезпечного вірусу Світло відключатимуть на 6 годин, а про опалення взимку і не мрійте: українців серйозно попередили Перерахунок пенсій з 1 травня: чого чекати стареньким Готуйте гаманці: скільки доведеться платити за електрику та газ з 1 травня
Показати ще

Работать в «Южном» собираются три буксира из портофлота ОМТП: «Гранит», «Могучий» и «Патриот». Первые два буксира построены в 80-е годы и не отвечают ни современным нормам безопасности, ни требованиям судовладельцев. К примеру, у них отсутствуют буксирные носовые лебедки.

Другое дело – «Патриот». Это современное судно, которое ОМТП приобрел в 2009 году за 5,7 млн евро. Естественно, речь идет о государственных деньгах. Почему же лучшему буксиру ОМТП не нашлось места в родном порту?

Обратимся к цифрам. По оценкам участников рынка, государственный портофлот выполняет лишь 15% буксирных операций в ОМТП. Еще 20% приходится на разные частные компании, а внушительные 65% занимает некое ООО «Прайм Эдженси».

Как одной фирме удалось захватить львиную долю рынка, который оценивается в $15 млн в год? Ответ прост: коррупция. Часть доходов от «Прайм Эдженси» идет в карман руководства ОМТП, а именно человека, который имеет прямое отношение к основателям одиозной фирмы-прокладки – Игорю Ткачуку.

В конце апреля в ОМТП произошел показательный инцидент. Руководство порта, а именно тот же Ткачук и его верный зам Александр Зубик, сорвали пробный судозаход в Одессу турецкой контейнерной линии Turkon Line, который она проводила с помощью крупнейшей судоходной компании Турции Kalkavan. По указанию диспетчеров контейнеровоз SEDEF почти шесть часов без понятных причин дрейфовал в акватории порта.

Позже причина выяснилась: турки выбрали для швартовки своего судна «неправильную» буксирную компанию. Как только судовладелец согласился на услуги ООО «Прайм Эдженси», ненавязчиво предложенные ему по телефону, контейнеровоз моментально завели в порт. В итоге турецкая компания понесла финансовые убытки, а Украина как морская держава – репутационные потери.

Но если речь идет о миллионах гривен в собственный карман, на такие «мелочи», как репутация украинских портов, Ткачук и компания внимания не обращают. Одесским портом руководят так называемые «винницкие почтальоны»: уже упомянутые Игорь Ткачук, Александр Зубик и Виктор Войтко. Свое прозвище выходцы из Винницы получили за то, что до прихода в ГП ОТМП входили в топ-менеджмент другого крупного госпредприятия – «Укрпошта».

«Почтальонов» трудно назвать успешными руководителями. С 2016 по 2018 год годовой грузооборот ОМТП снизился с 25,2 до 21,6 млн тонн, а доходы от портофлота почти вдвое – с 477 млн грн до 265 млн грн. Резкое падение последнего показателя не случайно: именно на буксирах Ткачук и компания зарабатывают больше всего.

В коррупционные схемах участвуют не только винницкие менеджеры, но и Андрей Марисов – российский криминальный авторитет из солнцевской группировки. Именно он уже который год использует фирмы-прокладки для преступной деятельности на буксирном рынке Большой Одессы. Кроме «Прайм Эдженси», в коррупционных схемах задействованы ООО «Экофлот», ООО «Навир Сервис», ООО «Таг Сервис», ООО «Трастмарин», ООО «Одесса Портофлот» и другие компании.

Против компаний Андрея Марисова возбуждали уголовные дела, обыски в их офисах подтвердили факты крупных взяток агентских компаниям, но это не остановило мафиози. Более того, СБУ подозревает Марисова в организации массовых беспорядков и в посягательстве на территориальную целостность Украины. Но даже это не впечатлило ни Ткачука, ни самого Марисова.

Хочется верить, что хотя бы сейчас у тысяч сотрудников государственного порта появилась надежда на справедливость. Ведь у одесситов фактически отнимают доходы в пользу заезжих коррупционеров. А для новой власти расследование буксирного дела – это отличный шанс доказать, что они действительно «новые лица», а не продолжатели печальных старых традиций.