Жительница Днепра Александра Кутас – первая украинская девушка-модель с ограниченными возможностями. Кроме того, Саша дипломированный психолог, волонтер и советник мера Днепра Бориса Филатова.

"Знай" побеседовал с Александрой и расспросил – как ей все удается.

Саша Кутас прикована к инвалидному креслу с детства – все случилось еще в роддоме, врачи допустили роковую ошибку, которая и определила дальнейшую Сашину судьбу.

"Самое главное, что я не озлобилась и не закрылась от всего мира", - уверяет девушка.

Популярные статьи сейчас
"Иди в Украину, ты, бл**ь, служи": разъяренные украинцы набросились на работников паспортного стола в Польше РФ может отложить наступление из-за неожиданных обстоятельств Твоей бабушке нужно только 90 грн: самые простые тарифы от Киевстар, lifecell и Vodafone  Убегали от мобилизации, а потом ели своих мертвых детей: украинцам напомнили истории 100-летней давности
Показать еще

- Саша, детство в коляске, наверное, для ребенка очень тяжелое?

- Я никогда не комплексовала. В детский садик я не ходила, но во дворе у меня всегда было много друзей. Никогда не чувствовала, что я чем-то отличаюсь. Были и дворовые игры, и подруги. Пошла в обычную школу, как все дети. Конечно, в этом заслуга моих родителей, они всегда мне помогали. Мама учила меня дома до школы. Я шла в школу уже умея читать и писать. Мама была первопроходцем в таком вот нестандартном эксклюзивном образовании. Меня в начальную школу водили родные – дедушка меня заносил на руках на второй этаж. В средней школе уже кабинетная система, для меня это было нереально, поэтому, педагоги пошли на встречу – никто не хотел, чтобы я была на домашнем обучении. Так что нам выделили класс на первом этаже и учителя сами приходили к нам. Родители не опускали руки, искали докторов, какие-то методики, мы регулярно куда-то ездили на лечение. Не знаю откуда взялась такая осознанность, но тогда я поняла, что хочу расти, развиваться просто наслаждаться жизнью, такой какая есть. Кстати, школу я закончила с золотой медалью.

Читайте также: Уникальная косуля поразила пограничников

- Ты дипломированный психолог. Если со школой все ясно, то каково было в институте?

- Я окончила Днепропетровский национальный университет им. Олеся Гончара по специальности "психология". Там почему-то никто не верил, что я буду учиться. Но я была первой студенткой, которая проучилась 4 года на дневном отделении. У меня было огромное желание изучать психологию и получить высшее образование. Были корпуса с лифтами, но специальности, которые там преподавали мне были не интересны. Наш факультет находился на 4-ом этаже, лифта там не было. Было понятно, что мне нужно будет помощь, каждый день. Я рискнула и мне очень повезло с однокурсниками. Они помогали мне подняться каждый день. Конечно, было нелегко, но все это закаляло характер. Помню, было неприятно, когда я с такими усилиями добираешься до универа, а преподаватель просто не приходил на пару.

- Как так получилось, что ты попала в модельный бизнес?

- Как-то раз я сидела в кафе, обедала. Ко мне подошла девушка и сказала, что она фотограф и хотела бы пригласить меня на съемку. Для меня в 16 лет это было фантастика. Я согласилась сразу же. Мы снимали не долго, два с половиной часа пролетели незаметно – стояла теплая золотая осень, а съемка проходила в парке. Золотая листва, теплая погода. Все это было как в сказке. Мне безумно понравилось, и я решила не останавливаться на этом. Я выложила фотографии в свой аккаунт в социальной сети и получила массу положительных отзывов. Все писали, что получилось здорово.

- Какой шаг был следующим?

- Я разослала фото в ведущие модельные агентства. Мне помогло то, что я говорила и писала свободно по-английски. Пришел только один ответ. Мне сказали, что я красива и фотогенична, им очень жаль, но рынок не готов принять меня. Услышать, такое от агентства, с которым работала Наоми Кэмпбелл, конечно это придало мне уверенности. Затем через некоторое время я посмотрела видео легендарного показа Александра МакКуина 1998 года, когда на подиум вышла Эйми Маллинз – невероятной красоты модель с деревянным протезом. И я подумала, что мне бы хотелось сделать что-то подобное. И только 2 года назад нестандартные модели начинали появляться на мировых подиумах массово. И я решила, что не сдамся. Меня пригласили в Милан на показ, но я не успела открыть визу. Я уже трижды была на Украинской неделе моды, в этом году впервые на Неделе моды в Нью-Йорке. Теперь понимаю, что никогда не нужно опускать руки, надо идти к своей мечте.

- Уже обзавелась нужными знакомствами?

- Да, я поняла, что нужно работать. На Украинской неделе моды я попросила девочек-хостесс позвать меня, когда они увидят кого-нибудь из наших украинских дизайнеров. Одна из девушек сказала, что идет Андре Тан. Я подошла и начала ему рассказывать о себе. Он смутился, и сказал, что он не Андре, а Андрей Сарымсаков – фотограф. Его тронул мой рассказ, и мы решили сделать совместную фотосессию. После этой встречи и родился совместный проект с названием "Разорви свои цепи". Сейчас эта фотосьемка путешествует по Украине и на следующей неделе я представлю ее в Запорожье. После этой фотосессии меня в социальных сетях нашла журналистка из издания "DailyMail". Так статья обо мне и моей работе вышла на Западе, ее перепечатали многие издания.

- Теперь, наверное, работы много?

- О да, мне позвонили все украинские телеканалы. Оказывается, я единственная в Украине модель на коляске. Были интересные предложения из-за рубежа, на телевидении. Но камнем преткновения стало то, что я нахожусь в Украине, нужна виза. Впрочем, сейчас я решаю эти проблемы.

Читайте также: Как правильно обрезать розы

- Как так получилось, что ты стала советником мера Днепра Бориса Филатова?

- Около года назад при областном совете проходил набор в школу менеджмента. Я отправила заявку, прошла тест, затем мне позвонили и сказали, что я прошла. Я очень удивилась, так как не готовилась, но стало интересно и я пошла. У меня уже был проект, который хотелось реализовать. Я ведь до этого была волонтером в военном госпитале – помогала раненным солдатам из АТО. Я психолог и из собственного опыта знаю, что такое остаться инвалидом, ездить по городу в инвалидной коляске.Это стало для меня большой мотивацией - нужно что-то с этим делать, нужно менять страну, нужно больше внимания уделять инвалидам, людям, с ограниченными возможностями. Ведь для многих таких людей путь от дома к магазину превращается в укрощение баррикад. И я решила начать это со своего города. В школе проектного менеджмента, я рассказала ребятам о своих идеях, меня поддержали. Наш проект признали лучшим, но уточнили что денег в бюджете попросту нет. Все время стараюсь привлечь к этой проблеме внимание. С общественным активистом и талантливым архитектором Юрием Лозовенко мы обратились к Борису Филатову, с предложениями как сделать город доступным для маломобильной группы населения. Он нас выслушал и предложил нам стать его советниками, чтобы поменять ситуацию. Так мы начали работать на общественных началах.

- Есть результаты?

- Это сложная и долгая работа и требует много времени и сил. Сотрудничаю с ребятами из Киева – они создали интерактивную карту доступности мест в Украине. Есть еще идея открыть реабилитационный центр. А из самого ближайшего я хочу организовать для днепровских пара олимпийцев вечеринку, после успеха в Рио, или гордится вся страна, нужно, чтобы люди знали своих героев влицо, чтобы было с кого брать пример. В общем, планов у нас очень много. Главное, чтобы сил хватило.

- При такой загруженности, как удается везде успевать, учитывая твои особенности?

- В Днепропетровске у меня есть водитель, который работает со мной уже очень давно. Сложно найти человека, которому ты будешь доверять на 100%. В Киеве все намного сложнее. Приходиться вызывать такси. Это очень утомляет, потому что много энергии расходуется в никуда. В Нью-Йорке тоже было тяжело передвигаться. Я была там зимой. Но там есть и свои плюсы, специальное такси, которое приезжает в течение 10-15 минут в любую точку на Манхэттене, стоит столько же, сколько и обычное такси, и оснащено специальным заездом, который избавляет от необходимости просить помощи у водителя. Я хочу так сделать, чтобы и у нас было такое такси.