Исследователи натолкнулись на новые следы ладоней, которым более 20 тысяч лет, в пещере Альтамира, что в Кантабрийских горах на севере Испании. Об этом сообщает Еl Раіѕ, передает Zik.

Ученые из музея Альтамира и представители проекта Handpas, что создан для фиксации палеолитических следов (отпечатков) ладоней в Европе, отметили, что трое новых следов в довольно плохом состоянии. Их обнаружили при инвентаризации других рисунков в пещере. К каталогу 3D Handpas добавили фотографии рук.

Как отмечают ученые, в целом было найдено девять отпечатков ладоней. Восемь находятся на своде зала Росписей между изображениями лошадей, и один в Конечной галереи, на расстоянии более 200 метров от входа.

Пенсионерам дадут скидку на продукты 20%: что нужно взять в магазин Оставят голыми и босыми: коммунальщики пообещали "не радужную перспективу" всем должникам Какие электроприборы "тянут" больше всех - сейчас это очень важно знать Украинцам 60+ предоставят денежную помощь, можно пригласить родных: как подать заявку

Ладони зала Росписей имеют разные цвета: от темного фиолетового до интенсивного красного. По мнению де лас Герас, их наложили на изображение коня.

Согласно данным, полученным и проанализированным руководителем Handpas Ипполитой Колладой, правши составили 70% доисторического населения.

Ладонь в зале Росписей, которую обнаружили еще в 1980-х годах, отличается от других, потому что это отпечаток, а не рисунок. Кроме того, это рука ребенка. Черный оттиск достаточно уникальный, поскольку, как пояснила заместитель директора музея Альтамира Кармен де лас Герас, к этому времени было задокументировано лишь несколько ладоней такого размера.

Испанские ученые подчеркивают, что важно не столько количество выявленных отпечатков, как то, что они показывают, как зал Росписей выглядел перед созданием картины с бизонами.

"Через тридцать два года после последней публикации о древних росписях Альтамиры, пещера все еще открывает свои тайны", – подытожила де лас Гера.

Отметим, Альтамира – пещера в Испании с полихромной живописью эпохи верхнего палеолита (Солютрейская культура – 22-17 тыс. г. к н. е.). Пещера была раскопана Саутуолой и Хуаном Виланова-и-Пьера – археологом из Мадридского университета. Также пещера с живописью с 1985 является об’объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Напомним, ученые исследовали несколько рисунков и артефактов неандертальцев и пришли к выводу, что, скорее всего, именно они научили нас искусству.

Как сообщал портал "Знай.ua", не так давно археологам удалось обнаружить древний "карандаш" — кусочек гематита, который был обработан 45-50 тысяч лет назад.

Также "Знай.ua" писал, в ходе раскопок в пещере Бомбос в Южной Африке ученые обнаружили фрагмент камня с красными линиями в виде хэштега.