Отправиться в путешествие в XXI веке очень просто. Бери билет на самолет и вперед. А само путешествие можно записывать на камеру. В XIV веке все было совсем по-другому. Жизненное пространство человека было крайне маленьким. Мало кто-то представлял себе, что происходит в соседних странах и землях. Но арабского путешественника Ибн Баттуту не остановили трудности и опасности. Он прошел полмира от Китая до Гранады, а на память потомкам оставил рукопись «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий». О чем же он там написал?

Внезапное путешествие

Полное имя нашего героя лучше даже не стараться запомнить наизусть. Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн ‘Абдуллах ибнх Мухаммад ибн Ибрахим ибн Юсуф аль-Лявати ат-Танджи ибн Баттута ибн Хамид аль-Гази ибн аль-Курайш аль-‘Али. Поэтому будем звать его кратко и понятно, Ибн Баттута.



Зато уже из самого имени понятно, что родился будущий путешественник в знатной семье берберского шейха очень древнего рода. Он получил отличное образование и в 1325 году, как любой правоверный мусульманин, решил совершить паломничество в Мекку.

Его родной город Танджа находится на территории современного Марокко, то есть в Северной Африке. Поэтому путь в Мекку оказался неблизким. За время перехода через Сахару Ибн Баттута впервые узнал, что такое голод, холод и схватки с разбойниками. И ему это внезапно понравилось.

“Я отправился в одиночестве, без товарища, дружба которого развлекала бы меня в пути, без каравана, к которому мог бы присоединиться; меня побуждала решимость, и сильное стремление души, и страстное желание увидеть благородные святыни. Я твердо решил расстаться с друзьями — мужчинами и женщинами, покинуть родину, как птицы покидают свои гнезда. Родители мои были еще тогда в узах жизни, и я, так же как и они, перенес много скорби, покинув их. Было мне тогда двадцать два», - так описал он начало своих странствий.

Спустя два года молодой паломник добрался до Александрии (преодолев, на секундочку, 3500 км). И там он увидел знаменитый Александрийский маяк, одно из семи чудес света. Маяк так поразил Ибн Баттуту, что он понял свое призвание – путешествовать, увидеть, если не весь мир, то хотя бы как можно больше.

Дойдя до Мекки, странник задержался там на пару лет, заодно посетив Иерусалим, Дамаск, Багдад и другие жемчужины арабского мира. Но этот мир был ему и так хорошо знаком, а душа требовала диких неизведанных земель.

В наших краях

Ибн Баттута решил идти по следам легендарного Синдбада-морехода. Переплыв в 1330 году Красное море, он «прогулялся» по Восточной Африке, побывал в Могадишо, нынешней столице Сомали. Тогда это был богатый и процветающий город, поразивший своей роскошью даже сына шейха.



Дальше путь странника лежал в Турцию, а оттуда – в Украину. Да, Ибн Баттута добрался и до наших берегов. Вместе с греческими моряками он прибыл в Крым, немного попутешествовал про Причерноморью и Приазовью. Крым тогда был татарский, поэтому никаких затруднений с местными у путешественника не было.

«После многих дней пути я прибыл в Азак (Азов), небольшой город, расположенный на морском берегу. В нем пребывает эмир, поставленный султаном Мухаммед Узбек-ханом; он оказал нам почет и гостеприимство. Отсюда мы проехали в Маджар, значительный, красивый город. Татарские женщины в тех краях пользуются большим уважением, в особенности вдовы вельмож и ханов. Женщины эти благочестивы, а также щедры на милостыню и другие добрые дела. Они ходят без покрывал с совершенно открытыми лицами», - записал он в дневнике.

Из Приазовья и Крыма Ибн Баттута отправился через Кавказ в земли Золотой Орды. Хан Узбек тогда только-только ввел ислам в качестве основной религии, поэтому ученый исламский юрист и богослов в лице Ибн Баттуты появился очень кстати. Какое-то время путешественник провел при дворе Узбека в качестве, как бы сказали сейчас, эксперта по мусульманскому вопросу.

Русские и Страна Мрака

Именно в момент перехода через Кавказ, путешественник оставил свою единственную запись, которая касалась предков современных россиян. Ибн Баттута написал, что дальше, за Кавказом, лежат «горы Русских», которые, как ему известно – это народ «исповедующий христианство, рыжеволосый и голубоглазый, некрасивый и вероломный». Ехать в гости к этим неприятным людям странник не стал и их земли обошел стороной.



Зато на Кавказе ему рассказали, что еще дальше на север начинается Страна Мрака, под которой, очевидно, тогда понимали Крайний Север, с населением которого некоторые татарские купцы ухитрялись торговать. Дадим слово самому путешественнику:

«Проводником в той земле служит собака, которая там уже не раз была. Такая собака стоит до тысячи динаров. Повозку прикрепляют к ее шее, и каждую из таких повозок тащат три собаки. Хозяин не бьет собак и не кричит на них. Когда приносят еду, он сначала кормит собак, а потом уже людей; иначе собаки рассердятся и разбегутся, оставив хозяина умирать. Пройдя сорок дней, путники достигают Страны Мрака. Там они оставляют товары, с которыми пришли, и отправляются спать. Наутро вместо своего товара они обнаруживают соболей, белок, куниц. Так у них происходит купля-продажа. Приехавшие туда не знают, с кем они торгуют — с джиннами или людьми».

На Восток

В 1334 году Ибн Баттута покинул земли Орды, чтобы отправиться еще дальше на восток. Он побывал в Индии и в Китае. Хотя до дворца китайского императора не доехал, но кое-какие описания этой страны оставил.

Популярные статьи сейчас
Подорожание почти на 40%: украинцев ожидает "сюрприз" в платежках Днепровская девушка-хатико вернулась, но теперь она нападает на людей Два тарифа на воду: новые цены установили для жителей многоэтажек и частного сектора Это должен делать каждый, у кого есть смартфон: чехол и стекло на экран не защитят
Показать еще



По пути, в 1343 году, путешественник заскочил на Шри-Ланку и на Мальдивы. Считается, что его перу принадлежит чуть ли не первое описание Мальдив в истории. Потом он вспоминал:

«Я решил плыть в Дхибат Алма хал, о которых много слышал... Эти острова - одно из чудес света».

Наверное, многие современные туристы с ним более чем согласны. Кстати, население Мальдив тогда тоже как раз недавно приняло ислам. Поэтому Ибн Баттута и там немного задержался, помогая местным растолковывать наставления пророка Мухаммеда.

Домой и снова в путь

Невероятно, но к 1350 году Ибн Баттута вернулся в родную Танджу, спустя 25 лет странствий. Вернулся всего на несколько дней, чтобы передохнуть и отправиться теперь уже на запад через Гибралтар.



Юг Испании тогда был все еще под властью Гранадского эмирата, так что странник провел какое-то время среди единоверцев в Гранаде, но и к христианам в Валенсию заезжал. Но уже к 1352 году все-таки вернулся домой.

Последнее путешествие Ибн Баттута совершил в Западную Африку, где тогда находилось богатое королевство Мали, дойдя до самого Томбукту, где какое-то время провел при дворе правителя Мансы Мусы.

Последние записи о своих странствиях Ибн Баттута сделал в 1355 году, спустя ровно 30 лет, после начала своей «легкой прогулки». Известно, что потом он вернулся в родное Марокко, где занимал важные государственные посты вплоть до своей смерти то ли в 1368, то ли 1369 году.

За всю свою жизнь Ибн Баттута прошел около 120 тысяч километров, что втрое больше, чем длина экватора. Это был человек в полной мере реализовавший принцип «А чего дома-то сидеть?».