Начиная с 800 года жители Скандинавии открыли для себя огромное пространство между Америкой и Ближним Востоком — и все это, они сделали благодаря кораблям длиной всего в пару десятков метров.

Корабль, или точнее, целый флот из кораблей и лодок, с помощью которых скандинавские мореплаватели создали огромную сеть связей между Исландией и рынками Багдада, от Ньюфаундленда до Константинополя, открыв тем самым возможности для непрерывного обмена между этими регионами.

Как северяне это делали и какую роль в этом деле играли их корабли, объясняет археолог Зунхильд Кляйнгертнер (Sunhild Kleingärtner) в своей богато иллюстрированной книге "Викинги и их корабли" (Die Wikinger und ihre Schiffe). Автор — директор Германского музея мореплавания в Бремерхафене и профессор истории мореплавания Бременского университета — соединяет в своей книге информацию об уже известных находках с новейшими результатами исследований.

Популярные статьи сейчас
Штрафы от ТЦК вырастут вдвое: уклонистов изрядно потрясут Масштабное мартовское повышение пенсий: 2300 получат не все Доллары с "заначки" могут разочаровать: начали действовать новые правила обмена валюты В Украине 60-летние больше не смогут выйти на пенсию: когда и как изменятся требования к стажу
Показать еще

Главное оружие викингов

Корабль был основой власти. Во-первых, он помог открыть путь от скандинавского континента к ближайшим островам и дальше. Во-вторых, с помощью кораблей удалось связать мелкие феодальные владения в единую систему, благодаря чему они увеличивались в размерах и в конце концов объединились в X веке в королевства Дания и Норвегия. Один из важных моментов в их истории связан с Харальдом Синезубым, который ввел христианство в своем королевстве и присоединил к нему обширные земли на севере.

За 150 лет до этого, в 793 году, викинги впервые попали в поле зрения Западной Европы, разорив известный монастырь Линдисфарн на северо-востоке Англии. Затем последовали набеги на Шотландию, Ирландию, государство франков, Иберийский полуостров и даже на Северную Африку. Во всей Европе люди тогда молились: "Сохрани нас, Господь, от гнева и неистовства северян!" Но мольбы были напрасными.

"Потому что викинги располагали оружием, делавшим их одновременно и исключительно боеспособными, и мобильными. Это были их корабли. Их конструкция была такова, что они могли не только быстро передвигаться, но и ходить под парусом по мелководью, а при небольшой загрузке выезжать на берег или садиться на мель при отливе, — пишет Зунхильд Кляйнгартен. — Поэтому им не нужны были гавани с укрепленными причалами".

Весла позволяли маневрировать в узком пространстве и при штиле, а окрашенные в яркие цвета паруса придавали кораблям невероятную скорость. Если при ходьбе на веслах корабли развивали и удерживали на продолжительное время скорость в четыре узла (семь километров) в час, то при поднятом парусе они двигались уже со скоростью в 12 узлов (22 километра), а иногда и быстрее. Какое значение имел парус, Кляйнгертнер объясняет на основании данных количественного анализа: учитывая людские, финансовые и временные затраты, парус в отношении стоимости изготовления и функциональности имел такую же ценность, как и сам корабль.

Можно предположить, что викинги располагали целым набором самых различных лодок и кораблей. Но на основе археологических данных можно выделить два основных типа судов: драккары и кнорры. Драккары использовались в основном как боевые корабли и могли ходить как под парусом, так и на веслах. В отличие от них, высокобортные, широкие и вместительные кнорры служили для перевозки грузов и ходили почти всегда под парусом.

В то время как кнорр использовался преимущественно для торговли в мирное время, драккар, украшенный резной драконьей головой на носу, наводил ужас на жителей прибрежных земель. Эти корабли позволяли викингам мгновенно пристать к берегу в любом месте, захватить добычу и вновь уйти, прежде чем неповоротливые защитники оказывались на месте. Так как драккары обладали очень низкой посадкой, они были идеальным средством для передвижения по рекам далеко вглубь материков. Это позволяло отрядам викингов нападать даже на такие находящиеся в глубине страны города, как Париж и Севилья.

Драккар, как, например, известный Гокстадский корабль, обнаруженный в 1880 году на юге Норвегии, вмещал 32 гребца и, вероятно, столько же воинов. Мужчины сменяли друг друга на веслах. Для войска из 7 тысяч викингов требовался, таким образом, флот, насчитывающий как минимум сто кораблей. Учитывая этот масштаб, можно себе представить размеры войска, с которым Вильгельм I, отплыв от Нормандии, высадился в 1066 году у Гастингса с целью покорить Англию. Корабли, которые при этом использовались, изображены в деталях на знаменитом Гобелене из Байё.

Как сообщал портал "Знай.uа", в I столетии нашей эры в Римской империи произвели бронзовые монеты с римскими цифрами с одной стороны и изображениями половых актов с другой.
Среди историков до сих пор нет единого объяснения такому явлению.