После начала агрессии России на Донбассе, большая часть местных элит уехала в спокойные украинские города. Автомобили с донецкими и луганскими номерами наводнили Киев, Харьков, Днепр, Одессу, Львов и другие украинские города.

В то время, пока обычные граждане, ставшие жертвой «русского мира», искали все возможности выехать на подконтрольную Украине территорию и начать жизнь «с чистого письма», олигархи из Донбасса активно выводили активы и пытались сделать все, чтобы их бизнес в дальнейшем приносил сверхприбыль.

Один из таких – авторитетный украинский бизнесмен с донецкими корнями Владислав Гельзин, который после начала войны на Донбассе стал звездой украинского футбола, однако не забыл и о теневых схемах, которые реализовывал еще в Донецкой области. Пока Гельзина нет в Украине. Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах он покинул родину, но журналисты «Украинской правды» сняли его вблизи элитной гостиницы в Монако на автомобиле Ferrari, сообщают Акценты со ссылкой на Антикор.

Какие схемы Гельзину приносят десятки миллионов долларов, и почему они продолжают работать, несмотря на бегство олигарха.

Футбольный рекордсмен

Если прочитать биографию Гельзина в интернете — создается впечатление, что это некий профессиональный футболист. Наверное, сам Гельзин хотел создать имидж спортсмена во избежание лишних вопросов от журналистов и правоохранительных органов. Безусловно, именитые футболисты зарабатывают десятки, а то и сотни миллионов долларов в год. Есть такие, кто смог на игре миллионов сколотить и миллиардное состояние, однако это точно не о Гельзине. Его спортивная карьера была совсем не перспективной, на профессиональном уровне он отыграл всего несколько матчей за команды по низшим дивизионам, но все изменилось, когда он создал футбольный клуб «Олимпик» в Донецке. Команда была не только отдушиной Гельзина, но и средством для нелегального заработка.

Популярные статьи сейчас
Важные изменения в субсидиях на 2025 год Деньги больше не спрячешь: власти получили данные о счетах украинцев Украинцы не подозревают о последствиях: какие ловушки скрывает "Национальный кэшбек" В ТЦК поставили точку в вопросе мобилизации 50-летних мужчин: "Есть директива..."
Показать еще

Источники «Антикора» рассказали, что еще в начале 2000-х проект по созданию благотворительного фонда «Олимпик», а затем и одноименной команды со своей детско-юношеской спортивной школой, Гельзин решил реализовывать через два момента: первый — бизнес. Через неприбыльную организацию можно было легко выводить средства. Поскольку донецкий предприниматель значительных официальных доходов не имел, и от этого могли возникнуть вопросы со стороны налоговой, а затем и правоохранителей, было принято решение о создании команды. Второй момент – личный. У Гельзина были нереализованные мечты, связанные с футболом, поэтому он хотел развить серьезную конкурентоспособную команду. Забегая вперед, скажем, что получилось у него и первое, и второе. И даже более того: «Олимпик» начал самостоятельно приносить средства через договорные игры.

После аннексии Крыма и захвата пророссийских боевиков части Донецкой и Луганской областей, Гельзин вместе с «Олимпиком» выехал в Киев. В столице у команды был настоящий футбольный триумф: в сезоне 2013/2014 они победили в Первой лиге, а уже в 2016 году завоевали 4 место в украинской Премьер-лиге и впервые выступили в еврокубках.

Гельзин также смог реализовать свою мечту: он попал в состав "Олимпика" в чемпионате Украины. В 2016 году он вышел на замену в одном из матчей турнира и стал самым возрастным игроком в истории высшего дивизиона украинского футбола. Но и здесь у многих спортивных акционеров возникли вопросы к Гельзину: оказалось, что в 12 из 26 матчей сезона УЕФА подозревало «договорняки», ведь именно на игры команды из Донецка ставились самые большие деньги и были самые солидные выигрыши.

Владислав Гельзин на матче «Олимпика» против «Динамо»

Футбольная сказка Гельзина закончилась в 2021 году, тогда его дисквалифицировали по футболу на 5 лет из-за резких высказываний о судействе на матче против «Шахтера». Владелец «Олимпика» чуть ли не с кулаками ворвался в судейскую комнату из-за своего недовольства решениями арбитров, а на послематчевом интервью перерыв комментарий главного тренера команды, и заявил, что «арбитры пид***сы».

На этой ноте "Олимпик" прекратил свое существование, а Гельзин полностью исчез с информационного поля.

С футболом связан еще один интересный момент – в 2021 году в интервью донецкий бизнесмен заявил, что тратит на команду около 2,5 миллионов долларов США ежегодно. При этом информации о его прибыльных бизнесах на тот момент не было. Откуда он берет средства на роскошную жизнь и собственные прихоти?

Бизнес под прикрытием

В настоящее время Гельзин является владельцем около 15 различных юридических лиц, занимающихся широким спектром деятельности, начиная от торговли табачными изделиями, заканчивая строительством.

По данным СМИ, не все зарегистрированные предприятия Гельзина продолжают работать. Например, ООО «Тауэр-Плаза», зарегистрированное в Донецке в 2008 году, не проводит деятельности с начала боевых действий на Донбассе.

В бурные времена развития Донецка, Гельзину через ООО «Нептун» принадлежало одно из крупнейших казино города «Остров Сокровищ». На самом же деле в Донецке все знали, что игорное заведение реально принадлежит другому человеку — Михаилу Ляшко, он же «Миша Косой», также известный по прозвищу «Водочный король Донбасса», ведь под его контролем находился один из крупнейших производителей алкоголя «Олимп» ( похоже, что футбольный клуб Гельзина «Олимпик» именно отсюда получил такое название).

Михаил Ляшко («Миша Косой»)

В 1990-х Гельзин не был бизнесменом, даже больше, по меньшей мере, дважды он привлекался к уголовной ответственности за хулиганство и грабеж, сообщил нам источник. В группировке "Косого" Гельзин сначала выполнял рядовую роль, но затем начал резко расти. В это же время увеличивался авторитет Михаила Ляшка, близко общавшегося с Ринатом Ахметовым, Борисом Колесниковым, Раисой Богатыревой и другими представителями элит Донбасса. С экс-министром здравоохранения Богатыревой он вообще занимался контрабандой сигарет. Позже Гельзин перенял нелегальное ремесло, на чем в том числе заработал свое состояние.

После начала боевых действий на Донбассе, Гельзин уехал, и, как сообщают нам источники, близкие к бизнесмену, порвал все связи со своим «крестным отцом» Ляшко. Тем не менее, спустя год криминального авторитета застрелили в Крыму. Кто стоял за заказным убийством, до сих пор не установлено. Но в результате гибели «Косого», Гельзин получил возможность перенять его многомиллионные бизнесы.

На связи Гельзина с Ляшко также указывает, что криминальный авторитет был соучредителем общественной организации «Олимпик». Также они выступали учредителями компаний "Лангуст и Ко" и "ТД "Паради".

Информация об учредителях ОО «Олимпик»

Первые проблемы с законом у бизнеса Гельзина начались еще в довоенные времена: в 2013 году директор принадлежавшей Гельзину компании «Экспометалл» был осужден за уклонение от уплаты налогов на общую сумму 5,2 млн гривен (~ 65 тысяч долларов США). Суд назначил ему достаточно суровое наказание в виде лишения свободы и штрафа, но сразу же освободил от санкции на основании закона об амнистии. Очевидно, сработал «договорняк».

Выписка из судебного решения в уголовном производстве против директора «Экспометалл»

На этом криминальная эра компаний Гельзина только продолжалась. Наиболее мощный бизнес донецкого предпринимателя – компания «Легион 2015» могла бы стать энциклопедией по административным и уголовным правонарушениям.

Мощная компания занимается розничной торговлей продуктами питания, напитками и табачными изделиями. Дела у нее идут невероятно хорошо, за последние годы компания открыла 36 продуктовых магазинов «Пчелка» в Киеве, Киевской области, Чернигове и Житомире.

Официальная отчетность предприятия свидетельствует о том, что доход за 2020-2022 годы составил более 4,2 миллиарда гривен. При этом чистая прибыль корпорации совсем невелика — всего 90 миллионов гривен или 2% от дохода. При этом прибыль за 2022 год «Легиона» в более чем 20 раз выше, чем за 2020-2021 годы. Это говорит о том, что в бухгалтерии предприятия не так все и прозрачно.

Учитывая специфику деятельности продуктового магазина, 95% уголовных производств в которых фигурирует «Пчелка» в лице ООО «Легион 2015», касаются краж. Но есть и свидетельствующие о возможных фактах уклонения от уплаты налогов и других финансовых преступлений.

«Легион 2015» был фигурантом уголовного дела, внесенного в ЕРДР под №32016100110000029 от 01 февраля 2016 года по ч. 3 ст. 212 Уголовного кодекса Украины. В компании были проведены обыски и изъята документация. В дальнейшем следователи ГФС ходатайствовали об аресте имущества «Легиона», однако суд отказал, ссылаясь на то, что участие компании в схематозе не было доказано.

Извлечение из уголовного производства № № 32016100110000029

Но на этом проблемы с налоговым бизнесом Гельзина только начинались. Уже в начале 2018 года против «Легион 2015» было начато новое досудебное расследование № 32018170090000004, внесенное в Единый реестр досудебных расследований 21.02.2018 года, по признакам уголовного правонарушения, предусмотренного уголовного правонарушения. 212 УК Украины.

Фискалы подозревали, что «Легион 2015» с рядом других компаний осуществлял фиктивную хозяйственную деятельность с целью уклонения от налогов. Сначала следственные действия шли более чем активно: суд дал разрешение на проведение обысков в компаниях, но буквально через 1,5 месяца что-то резко изменилось. В один день предприятия, подозреваемые в незаконной финансовой деятельности, обжаловали действия следователя (санкционированные судом), и все тот же Крюковский районный суд города Кременчуга встал на сторону предприятий, обязав вернуть документацию. Вероятно, вопрос удалось «решить».

Однако покой был временным. В производстве заменили часть первую на вторую, а документы по нему передали на рассмотрение в Полтавский горрайонный суд, который постановил повторно предоставить разрешение на проведение следственных действий. Тем не менее, на этом производство против предприятий, в том числе принадлежащего Гельзину «Легион 2015», прекратилось.

Кроме уголовных производств, налоговая также постоянно оказывает административное влияние на «Легион 2015». Только за последние 2 года фискалы составили десятки уведомлений-решений с требованием уплатить налоговые обязательства в полном объеме, чего компания Гельзина делать не планировала. В настоящее время предприятие находится в постоянных судах по ГНС.

Также Гельзину принадлежит компания «Ридо Групп», финансовая отчетность которой вызывает также множество вопросов. За последние 3 года доход «Ридо Групп» составил более 1,5 миллиарда гривен, при этом прибыль предприятия не достигает 3 миллионов гривен.

Где исчезают деньги из бизнесов олигарха – вопрос риторический, однако мы нашли оффшорный след в одной неприметной компании Гельзина.

В 2003 году предприниматель зарегистрировал общество с ограниченной ответственностью "М.В.М.". В настоящее время компания не осуществляет хозяйственную деятельность, хотя не ликвидирована. Совладельцем «М.В.М.» является британское юридическое лицо «FILAR MANAGEMENT» LLP.

Согласно английскому реестру, FILAR MANAGEMENT управляют две оффшорные компании с почти одинаковыми названиями: CSP MANAGEMENT INC и CSP HOLDINGS LIMITED. Также подозрительным кажется то, что они были созданы в один день одна за другой (регистрационные номера: 61,196 и 61,197).

Эти две кипрские компании управляют 273 юридическими лицами, что свидетельствует о том, что они выступают фиктивным элементом, направленным на вывод средств.

Данные о ООО «М.В.М.» и FILAR MANAGEMENT LLP

Владиславу Гельзину удалось отвертеться от своего криминального прошлого, связей с преступными авторитетами, создать огромные корпорации и уехать из страны в военное время.

На протяжении всей войны от него не было ни слова осуждения и публичной поддержки Украины, хотя, объективно говоря, благотворительный фонд «Олимпик», ранее олицетворявший в себе одноименную футбольную команду, постоянно помогает как гражданским, так и военным.

В то же время Гельзин, судя по всему, выводит сотни миллионов гривен прибыли в оффшоры и роскошествует в Монако, как свидетельствует расследование «Украинской правды».