Это фактически приведет к монополизации рынка, пишет OBOZ.UA.

Ирландская компания собирается инвестировать в Украину, ожидая увеличения спроса на цементную продукцию. После войны начнется этап восстановления, а стоимость строительных материалов будет расти. В то же время в условиях, когда производство цемента окажется в монопольном положении, цены будет формироваться фактически одной компанией без конкуренции и рыночных механизмов регуляции.

Ирландская компания CRH, являющаяся одним из ведущих мировых производителей цемента, заключила соглашение с компанией Buzzi (через дочернюю компанию Dyckerhoff) о приобретении ее предприятий по производству цемента в Украине еще летом 2023 года. Однако разрешение на это должно предоставить Антимонопольный комитет. В случае получения соответствующего разрешения от АМКУ соглашение планируют завершить уже к концу 2024 года. Так, совокупная доля объединенной структуры может достичь 47%.

В таком случае, CRH не будет иметь достойных конкурентов, поэтому в условиях значительного роста спроса на свою продукцию сможет без проблем повышать цены и увеличивать свои доходы.

Отметим, что OBOZ.UA публично обратился в Антимонопольный комитет с просьбой внимательно подойти к принятию решения о предоставлении разрешения ирландской компании. В медиа отмечают: отсутствие конкуренции на рынке цемента может оказать негативное влияние не только на цены, но и на объемы производства, от чего зависит скорость послевоенного восстановления страны.

Популярные статьи сейчас
До 9,99 грн за куб: кому придется больше платить за газ Плату за свет будут начислять по-новому Запас продуктов на несколько месяцев: что купить в условиях войны В Украине приняли "историческое" повышение налогов: главные нововведения
Показать еще

Кроме того, недавно из-за угрожающей ситуации на "отечественном рынке цемента" народный депутат Сергей Нагорняк обратился к секретарю Совета национальной безопасности и обороны Украины Александру Литвиненко. Он заявил: допускать поглощение компанией CRH активов Buzzi в Украине нельзя.

Как отметил Нагорняк, еще в марте 2023 года НАПК внесло группу компаний Buzzи (владеющую цементными заводами не только в Украине, но и России) в список международных спонсоров войны. Несмотря на заявление весной 2022 года об отказе от какого-либо участия в российском бизнесе, компания только расширила предпринимательскую деятельность на территории страны-террористки.

Среди контрагентов Buzzi Russia : компания «Роснефть» , руководство которой находится под санкциями и имеет тесные связи с президентом РФ Путиным, и «Росатом» , причастный к угрозам всему миру возможной ядерной трагедией на Запорожской АЭС.

К тому же, российская дочерняя компания Buzzi ООО «СЛК Цемент» участвует в мобилизационных мероприятиях агрессора, собирая помощь оккупационным войскам; разработала и внедрила новые специальные марки цемента для покрытия военных аэродромов России; а также снабжала цемент для строительства военных корпусов и госпиталя для структур Минобороны РФ.

Отметим, что среди потребителей ООО «СЛК Цемент» есть крупнейшие строительные и нефтегазодобывающие компании России, а его продукция используется для строительства важнейших объектов инфраструктуры страны-агрессора. К тому же ООО «СЛК Цемент» непосредственно участвует в реализации программы развития транспортной инфраструктуры Арктической зоны России и Северного широтного пути на Ямале.

Нагорняк уверен, что союз между CRH и Buzzi может преследовать цель выведения активов из-под потенциальных санкций СНБО. Кроме того, можно говорить и о высокой вероятности создания картеля на украинском рынке цемента, отмечает нардеп.

Примечательно, что это уже не первое депутатское обращение Нагорняка на соответствующую тему. В октябре 2023 года он уже просил АМКУ предоставить ответы на ряд вопросов монополизации рынка производства и распределения цемента компанией CRH.

Следует осознавать, что если бы ни одна из компаний не работала в стране-террористке, то появление монополиста на украинском рынке все равно является проблемой для нашей экономики. Соответствующее положение – это возможность устанавливать цены по своему усмотрению и оказывать решающее влияние на весь рынок. В ЕС монополистов контролируют благодаря жестким законам и наказаниям за нарушение правил. Однако в Украине коррупционные риски все еще позволяют обходить правила и бесконтрольно пользоваться собственным положением.