В феврале 2022 года Энергетическую таможню возглавил Анатолий Комар. Эта структура отвечает за контроль всех подакцизных энергоносителей на границе — нефти, газа, топлива и электроэнергии. С 2022 года таможня также должна блокировать поставки российского топлива. Но, как выяснило издание "Радио Свобода", сам Комар оказался связан с фирмой, подозреваемой в ввозе российских нефтепродуктов и уклонении от акцизов, что нанесло бюджету многомиллионные убытки.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяНесоответствие официальных доходов и уровня жизни семьи чиновника бросается в глаза. Комар ездит на Mercedes S-класса, живет в элитном комплексе Киева, а под столицей строится усадьба на 500 м² стоимостью около 70 млн грн. Формально этот дом записан на его тестя-пенсионера. 17-летняя дочь учится в Лондоне, а сам чиновник курирует целую футбольную команду.
44-летний Комар родом из Полтавщины. Более 20 лет он проработал в СБУ, занимаясь защитой критической инфраструктуры. На пенсию вышел по выслуге лет, затем несколько лет консультировал бизнес, а позже возглавил таможню. Сегодня его зарплата – около 90 тыс. грн в месяц (чуть более $2000).
По декларации, основным источником дохода семьи является его жена Мария Комар. Она зарегистрирована как ФЛП, работает экскурсоводом, продает онлайн-курсы и в прошлом году заработала свыше 4 млн грн. Стоимость одной экскурсии – от 2600 до 3000 грн.
Тем не менее, в 2021 году Комар приобрел апартаменты в ЖК «Бульвар Фонтанов» за 3,7 млн грн. На официальную зарплату такую недвижимость купить было бы невозможно. В том же году его жена задекларировала подарки: 2 млн грн от матери и почти 3 млн от бабушки, которой тогда было 91 год.
При этом семья фактически живет не там. С 2020 года они обитают в комплексе у Днепра. Там же в 2020 году тесть Марии – Сергей Гладков – купил две квартиры (138 м²), два паркоместа и 20 соток земли в закрытом коттеджном городке «Частный садовник».
На участке в Вишенках весной 2023 года началось строительство роскошного дома. В феврале 2025 года его сдали в эксплуатацию и оформили на Гладкова, которому сейчас 69 лет. Согласно документам, стоимость строительства оценивается в десятки миллионов.
Стройкой руководил совладелец компании-застройщика. Теперь остается главный вопрос: действительно ли это имущество принадлежит тестю или же оно фактически служит прикрытием для семьи главы Энергетической таможни?
Согласно смете, площадь дома тестя Анатолия Комара – около 450 м². Одни только подготовительные работы обошлись в 3 млн грн, возведение стен и перегородок – еще в 6 млн, крыша – свыше 2 млн, бассейн – 3 млн грн. На первом этапе строительства ушло более 21 млн грн. Второй этап оказался еще дороже: внутренние сети – почти 4 млн грн, остекление – еще столько же, озеленение и ландшафт – около 3 млн грн. В сумме только два первых этапа стоили свыше 48 млн грн (более $1 млн), без учета ремонта и оснащения.
Планировка дома поражает размахом:
- отдельный домик для охраны;
- на первом этаже – холл, гардероб, гостиная, гостевая комната, баня и выход к бассейну и озеру;
- две кухни – для семьи и обслуживающего персонала, которому выделены отдельные помещения;
- на втором этаже – четыре спальни и две ванные комнаты.
По оценке архитекторов, внутренняя отделка обошлась минимум в $500 за м² – около 10 млн грн. Еще столько же требовалось на мебель, сантехнику и технику. Таким образом, «под ключ» усадьба в Вишенках стоит не менее 70 млн грн (более $1,5 млн).
Сам Сергей Гладков, тесть Комара, в телефонном разговоре заявил, что это его «заработанные деньги», но подробностей не предоставил и быстро завершил звонок. Его жена Лидия Гладкова также отказалась комментировать происхождение средств.
При этом официальные доходы семьи Гладковых вызывают сомнения. С 1998 по 2009 год Гладков работал на государственном металлообрабатывающем заводе в Черновцах, получая несколько тысяч гривен в месяц. Лишь в 2019 году, уже в 63 года, он зарегистрировал ФЛП, через который начали проходить крупные суммы.
За всю карьеру до марта 2025 года официальные доходы Гладкова составили чуть более 16,5 млн грн – в разы меньше стоимости нынешнего строительства. Аналогичная ситуация и у его жены: большую часть жизни она получала скромную зарплату, но на пенсии тоже стала ФЛП.
За годы деятельности как ФЛП супруги Сергей и Лидия Гладковы официально заработали около 24 млн грн. Основной вид их бизнеса – организация конгрессов и выставок. Но даже если бы эта сумма не тратилась десятилетиями, её не хватило бы на первые два этапа строительства имения в Вишенках, оценённых в более чем 48 млн грн.
Расходы же у семьи были значительные. В 2020 году около 4 млн грн ушло на покупку двух квартир и паркомест в киевском комплексе на берегу Днепра, где сейчас живёт сам Анатолий Комар с семьёй. В том же году 1 млн грн потратили на землю в Вишенках, а позднее — ещё миллионы на автомобили, включая Volvo XC90 2024 года стоимостью порядка 2 млн грн. В 2021 году тёща подарила дочери 2 млн грн.
Таким образом, после учёта всех зафиксированных покупок у родителей жены главы Энергетической таможни могло бы остаться максимум 14 млн грн, что в пять раз меньше сметы строительства.
Совпадения и связи
Есть и другие основания подозревать, что дом строят именно для семьи таможенника. С 2020 года Комар регулярно пользуется элитной недвижимостью, оформленной на тестя. Кроме того, в тот же день и с разницей всего в 15 минут его тесть Гладков и супруга энергетического менеджера Николая Лавренко оформили соседние участки в Вишенках у одного нотариуса. Связь прослеживается и в прошлом: между работой в СБУ и таможне Комар два года был советником в группе компаний VS Energy, которую возглавлял Лавренко. Именно в этот период их семьи и стали владельцами земли под Киевом.
В 2023 году VS Energy попала под санкции СНБО за связи с Россией, а Лавренко покинул компанию. Но отношения с Комаром сохранились. 9 августа 2024 года на дебютном матче клуба «Левый берег» в премьер-лиге их вместе заметили в VIP-ложе. Лавренко был там как президент клуба, а глава Энергетической таможни — как его давний болельщик.
VIP-соседство и вопросы без ответов
На одном из матчей «Левого берега» Анатолия Комара заметили в VIP-ложе рядом с Николаем Лавренко и его супругой Людмилой. Именно на неё оформлен участок земли, который граничит с новым имением, записанным на тестя главы Энергетической таможни. Журналисты напомнили чиновнику: оба участка были куплены в один день, в октябре 2020-го, у одного нотариуса и с разницей всего в 15 минут. Тогда Комар уже работал в VS Energy, которую возглавлял Лавренко. Официально же, на письменный запрос журналистов Комар так и не предоставил объяснений, заявив, что вопросы об имуществе семьи «не относятся к его профессиональной деятельности».
Mercedes по спецтарифу
На работу глава Энергетической таможни ездит на представительском Mercedes S-класса 2018 года. Машина не числится в собственности его семьи — в декларации указано, что её арендует жена Комара у частной компании. Рыночная аренда такого авто — около 6 тыс. долларов в месяц. Фирма-владелец «Приморская энергогенерирующая компания» за последние три года получила от сдачи автомобилей в аренду лишь 582 тыс. грн — в среднем 15 тыс. грн в месяц. Это значит, что Mercedes обходится семье чиновника примерно в 360 долларов ежемесячно, то есть в 16 раз дешевле реальной рыночной стоимости.
Образ жизни дочери
Несовершеннолетняя дочь Анатолия Комара официально указана в декларации как проживающая в Украине. Однако её собственные публикации в соцсетях это опровергают. В 2023 году она закончила Pascal English School Lefkosia на Кипре. Годовое обучение и проживание в этой школе обходится примерно в 30 тыс. евро (около 1,2 млн грн). В её профиле есть фото из Лондона, Дублина, Венеции и Албании, а также с зимнего отдыха в Монтре (Швейцария). С начала 2025 года в её аккаунтах всё больше фотографий из британской столицы — девушка посещает дорогие рестораны и, судя по информации в профиле, поступила в King’s College London.
Образование дочери за границей
Дочь Анатолия Комара учится за рубежом, хотя в декларации указано, что она живет в Украине. В 2023 году она закончила Pascal English School Lefkosia на Кипре, где обучение и проживание стоили около 30 тыс. евро (примерно 1,2 млн грн). С 2025 года она публикует фото из Лондона, где, по информации её профиля, учится в King’s College London. Стоимость программы для иностранных студентов – 26 тыс. фунтов в год (около 1,5 млн грн), что превышает годовую зарплату Комара на таможне.
На вопрос журналистов о декларировании дочери Комар заявил, что расходы оплачивает её крестный, «достаточно обеспеченный человек», не уточнив имени. После этого упоминания о лондонском колледже исчезли из соцсетей дочери.
Футбольные связи и возможный конфликт интересов
Анатолий Комар увлекается футболом не только как болельщик киевского клуба «Левый берег», но и как президент любительского клуба «Рокита» в Полтавской области — его родном селе. О деятельности в клубе он не указывает в декларации, хотя антикоррупционное законодательство требует раскрывать управленческие функции в сторонних организациях.
В мае 2025 года «Рокита» получила нового спонсора — VM Groupe, группу компаний из Полтавщины, занимающуюся импортом нефтепродуктов. Совместное фото в раздевалке показывает Комара и владельца VM Groupe Виталия Марченко. Бизнес Марченко более двух лет фигурирует в уголовном производстве по подозрению в многомиллионных злоупотреблениях при импорте топлива, а сам Марченко имеет подозрение по статье «уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах».
Связь футбола и бизнеса
Анатолий Комар, глава Энергетической таможни Украины, регулярно появляется на матчах футбольного клуба «Рокита» в Полтавской области, где он является президентом. На одном из матчей журналисты заметили его рядом с Виталием Марченко, владельцем холдинга VM Groupe, спонсора клуба, и обсуждали совместное фото в раздевалке. Комар утверждает, что не помнит таких фото и не ведет проект спонсорства, хотя в соцсетях опубликованы многочисленные совместные снимки.
Следствие Бюро экономической безопасности в Полтавской области установило, что компании VM Groupe импортировали в Украину сырье с высоким содержанием метанола, маскируя его как безакцизные растворители для лакокрасочной промышленности, чтобы не платить акцизный налог. На самом деле товар предназначался для производства топлива, ущерб бюджету оценивают в около двух миллиардов гривен. Директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн пояснил: компании ввозили октаноповышающие смеси под видом растворителей, законопроект о закрытии этой схемы не успели принять из-за начала войны.
Кроме того, деятельность VM Groupe расследуется по статье о коллаборационизме: импортируемое сырье, предположительно российского происхождения, с 2024 года проверяет полтавское СБУ.
Холдинг VM Groupe включает ряд фирм, импортирующих растворители — «Аллюр Оил», «Атлантик 2020» — и компанию «Афина-М», занимающуюся оформлением таможенных деклараций. В «Афина-М» работает Виталий Галимурза, главный тренер «Рокиты», друг Комара и участник совместных фотографий.
Таким образом, на 2025 год Энергетическая таможня играет ключевую роль в растаможке товаров VM Groupe на десятки миллионов долларов, а часть процедур выполняет компания, где работает тренер «Рокиты». Решения о допуске товаров в Украину, проверке их происхождения и корректности начисления акцизов.
Эксперт по антикоррупционному законодательству Сергей Миткалик поясняет:
"Когда начальник таможни одновременно является президентом клуба, который спонсируется компанией, получающей от таможни разрешительные документы, это потенциально создает конфликт интересов. Нужно проверять все решения начальника Энергетической таможни, которые могли повлиять на интересы этой компании".
До публикации расследования в VM Groupe ответа на запрос журналистов не предоставили. Миткалик добавляет, что если дружба Комара с представителями компании-импортера и брокера принесла чиновнику выгоду, речь может идти не только о конфликте интересов, но и о уголовной ответственности. «Если из-за предпочтений компании бюджет понес ущерб, это подпадает под статью 191 УК — присвоение, растрата, злоупотребление служебным положением», — поясняет эксперт.
В письменном ответе Анатолий Комар заверил, что не способствовал холдингу VM Groupe и его владельцу Виталию Марченко.
Итоги расследования
Если в 2019 году президент Владимир Зеленский удивлялся уровню жизни таможенников в Закарпатье, позволявших себе iPhone, то спустя несколько лет iPhone выглядит скромным аксессуаром. Сегодня же глава Энергетической таможни:
- пользуется премиум-автомобилем и квартирами с паркоместами в дорогом ЖК;
- его дочь учится в престижном колледже Лондона;
- тесть построил поместье у озера стоимостью около 70 миллионов гривен.
При этом официальные доходы Комара и его семьи не могли покрыть такие траты.
Уровень жизни, явно несоответствующий декларируемым доходам, а также связи с бизнесменом, подозреваемым в уклонении от уплаты налогов при импорте, который стал спонсором клуба, возглавляемого чиновником, могут заинтересовать правоохранительные органы.