Следователи Национальной полиции открыли уголовное производство, связанное с масштабными коррупционными схемами в коммунальном предприятии «Киевпастранс». Журналисты издания «КиевВлада» провели расследование.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяПо данным правоохранительных органов, сомнительные тендеры и закупки продолжались даже после назначения нового руководства — Евгения Пушкова и Татьяны Тараско.
В 2024–2025 годах при их управлении предприятие заключило 13 договоров с восемью компаниями на сумму около 415 млн гривен. Проверка показала: закупки осуществлялись по завышенным ценам, а часть товаров и услуг поставляли фирмы, подконтрольные самим чиновникам. Среди них снова всплыло имя ООО «МС Трейд Украина», ранее уличённого аудиторами КГГА в продаже рельсов по стоимости, превышающей рыночную.
Уголовное дело было открыто 6 марта 2025 года. Чиновникам вменяют ч.5 ст.191 УК Украины — присвоение и растрата имущества в особо крупных размерах либо организованной группой.
По версии следствия, схема выглядела следующим образом:
- при подготовке тендеров искусственно завышали ожидаемую стоимость закупок,
- победителями становились подконтрольные фирмы, которые получали бюджетные миллионы,
- конвертировали их в наличность и возвращали часть средств чиновникам «Киевпастранса».
При этом значительная часть работ выполнялась не полностью, а отдельные — с нарушением государственных стандартов.
20 и 22 мая 2025 года Голосеевский райсуд дал следователям разрешение на обыски в офисах компаний-фигурантов. Были изъяты договоры, налоговые отчёты, акты выполненных работ и другие документы. На их основе планируется проведение экспертиз для точного подсчёта ущерба бюджету Киева.
Согласно данным открытых реестров, только у «МС Трейд Украина» насчитывается 18 контрактов с «Киевпастрансом» на сумму 645,5 млн гривен, у ПП «Щит безопасности» — 9 контрактов на 98,6 млн, у ООО «Тамерлайн» — 4 договора на 88,7 млн, у ПрАТ «Броварское СБУ №50» — 2 на 11,5 млн. Ряд других структур также участвовали в подозрительных закупках.
История с «МС Трейд Украина» тянется давно. Так, аудит КГГА за 2023 год показал: при закупках железнодорожного оборудования на 131,4 млн гривен было выявлено нарушений почти на 40 млн. В частности, цены на некоторые позиции превышали среднерыночные на 27%. Кроме того, аудиторы пришли к выводу, что тендеры проводились под конкретного участника — всё то же ООО «МС Трейд Украина».
«Киевпастранс» уже не раз оказывался в центре коррупционных скандалов. В 2019 году полиция расследовала возможное присвоение около 100 млн гривен при реконструкции трамвайной линии от улицы Гната Юры. В 2020 году СБУ изучала подозрительные контракты с восемью компаниями, на которые ушло более 400 млн гривен. Но эти дела так и не довели до приговора.
Были и прецеденты с конкретными обвинениями: в 2023 году дело о хищении 13,2 млн гривен при реконструкции линии от Милославской до Дарницкого вокзала передали в Высший антикоррупционный суд. Обвиняемыми стали замдиректора «Киевпастранса» Павел Кирилюк и экс-руководитель одной из дирекций Юрий Курбаль.
Стоит отметить, что Курбаль ранее уже получил условный срок по другому эпизоду — взятке подрядчику за привлечение «нужного» субподрядчика на строительстве линии Борщаговка – Отрадный.
С октября 2024 года обязанности гендиректора «Киевпастранса» исполняет Татьяна Тараско. Её предшественник Евгений Пушков возглавлял предприятие всего несколько месяцев, после ухода Дмитрия Левченко, который покинул пост из-за проблем со здоровьем на фоне скандалов и арестов подрядчиков.
Формально «Киевпастранс» подчиняется Департаменту транспортной инфраструктуры КГГА, которым руководит Руслан Кандыбор. Контроль за его работой лично держит мэр Киева Виталий Кличко.